Новости

Аркадий Злочевский: сдерживая цены, у нас поддерживают богатых

О том, во что России обходится хлеб, корреспонденту "Денег" Алексею Боярскому рассказал президент Российского зернового союза.


По итогам прошлого сезона мы вышли на второе место в мире после США по экспорту пшеницы. Догоним и перегоним Америку?

-- А зачем? Измерение отрасли объемными показателями в корне неправильно. В России средняя урожайность по регионам чуть выше 20 ц/га. В США -- 27 ц/га, а в Европе в отдельных странах -- до 40 ц/га. Но вложения в высокую урожайность выгодны западному фермеру исключительно благодаря госсубсидиям. В Евросоюзе главная цель агрополитики -- доход фермера, а не вал продукции. И говорить о наращивании объемов имеет смысл только как о средстве достижения этой цели.

Фермеры часто заявляют, что идеальный вариант для России -- когда государство вообще не вмешивается в сельское хозяйство.

-- Понятно почему: исторически государство только вредило зерновому рынку. В 1992 году на фоне истерик по поводу угрозы голода правительство Гайдара закупило у США в кредит столько зерна, что мы доедали его до 1995 года. Соответственно, до 1996 года в России никто вообще не сеял. В 1996 году американский хлеб съели, своего урожая нет -- закупили в Аргентине. Но цены выросли, и появился стимул -- в итоге в 1997 году собрали больше, чем нужно, и цены опять рухнули. Все это закончилось неурожаем 1998 года и американской гуманитарной помощью. Зато был период 2003-2006 годов, когда государство гораздо аккуратнее регулировало зерновой рынок. 

А как вы оцениваете госрегулирование цен на хлеб как социальный продукт?

-- В США есть так называемые фудстемпс -- пособия малоимущим на покупку определенного набора продовольствия -- в объеме свыше $20 млрд в год. Так вот, эти деньги идут по программе Министерства сельского хозяйства, поскольку они спасают не только малоимущего потребителя, но и самого производителя -- поддерживают спрос. В России же идут по пути прессования цены базового батона: давят на ритейл, на хлебопеков, на мукомолов, а те -- на крестьян. По сути, сдерживая цены, у нас поддерживают богатых. И в итоге падает качество хлеба: вместо пшеницы третьего класса используют четвертый и пятый даже без добавок-улучшителей.

Но тем не менее инвесторы в отрасль идут -- видимо, прибыль есть.

-- В сельском хозяйстве очень высокие риски, а значит, и рентабельность должна быть высокой. Если в других отраслях рентабельность 15% считается хорошей, то в производстве зерна 40% -- минимум для выживания. 

Считается, что из-за увеличения мясного рациона в развивающихся странах мировая потребность в пшенице будет падать. Даже в фуражной пшенице, которую сейчас заменяют соей и кукурузой.

-- Азиатские страны переходят не с хлеба на мясо, а пока лишь с риса на хлеб и пшеничную лапшу. Поэтому в ближайшее время спрос на пшеницу будет расти.


 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное