Требование по минимальному размеру капитала 180 млн руб. для действующих банков вступило в силу с 1 января. Около 60 банков увеличили капитал до требуемого уровня за месяц до вступления в силу новых требований.
Как показывает анализ отчетности этих банков, проведенный "Ъ", некоторым из них пришлось практически удвоить капитал (в среднем по выборке увеличение составило 30-40%), но за прошедшие полгода никаких особенных изменений в структуре их активов не произошло. Каждый третий увеличивший капитал в конце прошлого года региональный банк предпочитает сохранять значительную часть своих активов в виде наличных в кассе, свидетельствуют подсчеты "Ъ". Доля активов, вложенных в наличность, превышает 20% у 22 из 60 банков. Лидером по этому показателю является Дагбизнес-банк. По данным на 1 июня, у банка был нулевой кредитный портфель и отсутствовали какие-либо вложения в ценные бумаги, зато в кассе банк хранил 200 млн руб., то есть 100% активов. На запрос "Ъ" из указанных 22 банков ответили лишь два. "Это коммерческая тайна банка",-- заявил "Ъ" председатель Жилстрой-банка (доля кассы -- 38%) Сергей Марулиди. "Есть ситуации, когда специфика работы кредитной организации требует много наличных,-- пояснил "Ъ" генеральный директор коммерческого банка "Майма" (доля кассы -- 45%) Расул Бабаев.-- У нашего банка много операционных касс в Москве, поэтому требуется и большой наличный оборот".
Высокая доля кассы в активах банка сама по себе не нарушение: иногда это может иметь разумное объяснение, например, если в регионе не распространены безналичные расчеты, указывает источник "Ъ", близкий к Банку России. В то же время доля свыше 30% должна вызывать и вызывает вопросы у регулятора относительно экономической целесообразности такой структуры активов, указывает собеседник "Ъ". "Работа ведется, но не стоит забывать, что касса -- это самый простой способ фальсификации капитала и самый сложный элемент для контроля,-- продолжает он.-- В отсутствие мотивированного суждения у ЦБ доказать, что собственных денег банка в кассе реально нет, крайне сложно". В обоснование отсутствия денег в кассе на момент проверки банки предлагают ревизорам целый ряд отговорок: деньги ушли на выдачу кредитов, документы по которым хранятся не в головном офисе, переведены филиалу, который на них купил ценные бумаги, и т. п., рассказывал ранее зампред Банка России Михаил Сухов. Цель всех этих отговорок -- выиграть время на то, чтобы одолжить "наличный капитал", доставить его в банк и предъявить ЦБ.
Согласны с такой оценкой и эксперты. "Большие операции по кассе могут свидетельствовать о недобросовестности банка,-- говорит председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Павел Гагарин.-- Зачастую это является свидетельством операций по отмыванию денег и их незаконному обналичиванию с банковских счетов".
Есть и объективные причины, сдерживающие рост бизнеса малых банков и вынуждающих их хранить наличность в кассе, указываю эксперты. "Малые банки не настолько рыночные, не обслуживают крупнейших клиентов, не используют массовую рекламу или самые современные технологии,-- говорит директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы "НЭО Центр" Евгений Трусов.-- Они занимают свою нишу в своем регионе, работая с кругом давних клиентов, со многими из которых установлены личные связи у менеджмента или собственников банка, поэтому и скачков в развитии от них ожидать не стоит".




SIA.RU: Главное

