Центральный банк прислушался к просьбам банкиров и отложил введение повышенных коэффициентов риска по потребительским кредитам на три месяца — до 1 июля 2013 года. Однако отсрочка введения жестких требований может не помочь рынку. Надувающийся кредитный пузырь, на борьбу с которым и направлены жесткие меры ЦБ, может лопнуть уже в начале нового года.
Банк России отложил введение повышенных коэффициентов риска по потребительским кредитам на 1 июля с 1 марта 2013 года, рассказал заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов на Российском экономическом и финансовом форуме в Монако. Кроме этого, максимальный коэффициент риска будет установлен на уровне 2, а не 2,5, как предполагалось ранее.
Другая запланированная норма — повышение ставки резервирования по необеспеченным потребительским кредитам — по плану должна вступить в силу с 1 марта.
Остановить кредитный бум
Ужесточение правил должно снизить темпы роста беззалогового кредитования до относительно безопасных 30%, надеются в ЦБ. Аналитики инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» ожидают замедления темпов роста потребкредитования еще ниже прогноза Банка России — до 25% в 2013 году.
Руководство ЦБ неоднократно выражало обеспокоенность по поводу бума потребительского кредитования в России, создающего серьезные риски для финансовой стабильности.
Выступая в Госдуме на прошлой неделе, глава Центробанка Сергей Игнатьев сообщил, что объем потребкредитования увеличился на 60% за последние 12 месяцев. Регулятор считает, что бурный рост розничного кредитования не соответствует росту всей экономики, а значит, возникает риск формирования пузырей.
Но если ситуация настолько неприятная, то возникает вопрос — зачем переносить сроки? Ответ достаточно неожиданный: ЦБ заботится о банках.
Навстречу банкирам
«У нас нет желания резко ломать темп роста потребительского кредитования. Необходимо сформировать условия, которые дадут время банкам, агрессивно ведущим себя на рынке потребительского кредитования, перестроить свою коммерческую политику и поискать резервы капитала», — объяснил Сухов.
Стоит напомнить, что банковское сообщество очень болезненно переживало новость об ужесточении регулирования сектора потребительских кредитов. В начале ноября главы крупнейших банков, специализирующихся на потребкредитовании, даже просили Центробанк отложить новые жесткие правила до второй половины 2013-го — начала 2014 года. Как объясняли банкиры, им необходимо время на разработку новых продуктов и увеличение капитала.
Отсрочка стала ответом ЦБ на эти просьбы, комментирует первый зампред правления СМП Банка Александр Левковский. «В принципе, регулятор мог и не идти на компромисс, но таким образом он показывает, что слышит банкиров из этого сектора. Тем не менее суть изменений, даже при некотором их смягчении, осталась неизменной, и регулятор еще раз подтвердил, что их введение — единственно возможный путь препятствовать возможному надуванию пузыря на рынке потребительского кредитования», — говорит Левковский.
По оценке Сухова, после введения более жестких требований банкам понадобится дополнительный капитал — примерно в 70 млрд рублей.
Потребность в дополнительном капитале у банков, проводящих наиболее агрессивную политику на рынке потребкредитования, составит от одной трети до половины от текущего уровня. Успеют ли банки подготовиться? Мнения аналитиков, опрошенных порталом Банки.ру, на этот счет расходятся. Это вполне достаточный срок для принятия мер и увеличения капитала, считает аналитик Национального рейтингового агентства Вадим Тихонов.
«Сейчас банки могут без спешки поменять ставки по кредитам (хотя бы временно), возможно, отменить какие-то существующие комиссии, разработать новые предложения, чтобы коэффициент включения в расчет норматива достаточности капитала был ниже. Кроме этого, банки могут провести докапитализацию исходя из плановых показателей по кредитованию в целом и отдельным кредитным продуктам в частности, чтобы уровень собственных средств не ограничивал дальнейший рост необеспеченного кредитования», — говорит Тихонов.
Дополнительное время позволит банкам скорректировать бизнес-модель с учетом новых изменений, соглашается аналитик ЗАО «Райффайзенбанк» Денис Порывай. Например, в ответ на ужесточение банки могут снизить процентную ставку и повысит стоимость страховых продуктов, сделав их почти обязательными.
«Розничные банки, как правило, высокоприбыльны, что поможет им увеличить капитал, пожертвовав выплатой дивидендов (в последнее время розничные банки активно распределяли прибыль в дивиденды). Однако полностью решить проблему собственными силами навряд ли удастся, и банкам придется привлекать капитал либо на публичном рынке (субординированные бонды), либо частным образом», — рассуждает Порывай.
Несмотря на все плюсы для банкиров, отсрочка может иметь очень негативные последствия для рынка.
«Ситуация развивается таким образом, что риски на кредитном рынке могут проявиться в любой момент», — предупреждает руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы ЦМАКП Олег Солнцев. Например, уже в начале 2013 года.
«Масштабы пузыря на рынке беззалогового кредитования достигли того уровня, когда он готов взорваться. Уровень долговой нагрузки населения уже превосходит предкризисные показатели. Накануне кризиса 2008 года соотношение платежей по долгам к доходу у домохозяйств в среднем по России составляло около 16%. Сейчас оно достигло 18%», — приводит цифры Солнцев. Поэтому процесс регулирования нельзя пускать на самотек ни в коем случае, предупреждает эксперт.
Александра КРАСНОВА, Михаил ТЕГИН, Banki.ru




SIA.RU: Главное

