Протестная коррекция
Второй квартал 2013 года на мировых фондовых биржах завершился разнонаправленно. Американский индекс Dow Jones прибавил по его итогам 2,3%, немецкий DAX -- 2,1%, французский CAC 40 -- символические 0,2%. Но британский FTSE 100 потерял 3,1%. А рост японского Nikkei на 9,8% объясняется девальвацией иены, которая используется в торгах на Токийской бирже.
Технически поведение рынков во втором квартале можно разделить на три периода, которые совпали с календарными месяцами. Вялые попытки роста предпринимались в апреле, но в основном рынки стояли на месте. Во многом это объяснялось стартом с высокой базы: первый квартал рынки завершили успешно.
В мае пришли статданные, свидетельствующие о постепенном восстановлении американской экономики, и рынки нашли идеи для роста. Dow Jones перевалил за психологически важную отметку 15 000 пунктов и пошел на штурм 15 500, почти ежедневно обновляя исторические максимумы.
В июне инвесторы начали фиксировать прибыль, что дало старт коррекции на рынках. Но большинству фондовых индексов развитых стран удалось завершить квартал в плюсе. Чего не скажешь о развивающихся рынках, на которых коррекция перешла в падение.
К слову, РТС стал падать с самого начала квартала и на всем его протяжении находился в минусе. Во время майского мини-ралли на западных площадках российский рынок предпринял попытку отыграться, но неудачно. Вслед за этим на мировых рынках наступила коррекция, и российские индексы снова рухнули.
Недостаточное проникновение
Если посмотреть на отраслевые индексы на ММВБ, то все сектора, как по итогам квартала, так и по итогам первого полугодия, оказались в минусе. За исключением потребсектора (см. график 4): его индекс на ММВБ прибавил во втором квартале 4,1%, а по итогам первого полугодия -- 16,3%. Лидером роста в секторе традиционно стали акции "Магнита": во втором квартале они выросли на 27,4%, а за первое полугодие -- на 58%.
В целом потребсектор устойчиво растет на протяжении четырех кварталов подряд. За год он прибавил 30,9%. И аналитики начинают говорить о его перегреве. С другой стороны, для такого роста есть фундаментальная причина: проникновение ритейла в стране, особенно в регионах, пока недостаточно. Да и в Москве дефицит торговых площадей, особенно шаговой доступности. Так что потенциал для дальнейшего роста есть, пока он поддерживается банками и властями через потребительское кредитование и повышение пенсий и зарплат бюджетникам, конвертирующихся в потребление домохозяйств.
Алюминиевый ад
Индекс бумаг нефтегазового сектора на ММВБ, несмотря на всю государственную поддержку отрасли, потерял в первом полугодии 8,6%. Сильнее всего упали акции "Газпрома" -- на 24%. В последний раз на этих уровнях они торговались в разгар кризиса 2008-2009 годов. К обычном причинам снижения -- низкому качеству управления компании и угрозам сокращения поставок в Европу из-за сланцевой революции -- во втором квартале добавились новые. В апреле Минэкономразвития предложило ограничить в 2014 и 2015 годах рост цен на газ для промышленности на 5%, а не на 15%, как это предполагалось ранее. Что неминуемо скажется на выручке монополиста внутри страны.
В июне же "Газпром" решил понизить дивиденды за 2012 год на 33% по сравнению с выплатами за 2011 год. В результате на одну акцию будет выплачено 5,99 руб. При нынешней цене акции "Газпрома" 109 руб. это дает доходность около 5,5% годовых, что даже ниже уровня инфляции. Урезание дивидендов, когда акции и так находятся в условиях многолетнего свободного падения, дало старт новому витку оттока инвесторов.
Акции ЛУКОЙЛа потеряли 5,4%, "Татнефти" -- 9,9%, "Роснефти" -- 15,8%. Помимо общего спада коррекцию в секторе усугубила и нестабильность нефтяных цен: баррель Brent весь второй квартал был в опасной близости от $100 и несколько раз даже переходил эту границу. В результате во втором квартале средняя цена барреля упала до $103, что и сказалось на котировках российских нефтяных компаний.
Снижение цен на сырьевых рынках стало причиной падения и в других отраслях: индекс сектора химии и нефтехимии упал на 7,3%, а индекс металлургического сектора -- сразу на 31,1%. Металлы оказались в лидерах падения среди сырья. Золото в первом полугодии подешевело на 26%, серебро -- на 34,5%. Цены на алюминий рухнули на 20%, до четырехлетнего минимума -- $1748 за тонну. В результате депозитарные расписки "Русала" на ММВБ упали на 35,9%, а капитализация компании на конец июня составляла около $5,8 млрд, что на $800 млн дешевле, чем стоили на тот момент принадлежащие ей 27,8% акций "Норникеля".
Плохо обстоят дела и в секторе энергетики: его индекс в первом полугодии упал на 32,7%. Акции "РусГидро" рухнули на 31,8%, "Российских сетей" (бывший холдинг МРСК) -- на 44,3%, "Интер РАО" -- на 47,6%, ФСК ЕЭС -- на 48,5%. Бумаги энергетического сектора показывают непрерывное падение уже на протяжении пяти кварталов подряд. Все происходящее -- реакция на кризис, в который все глубже погружается российская энергетика.




SIA.RU: Главное

