Новости

Эксперты - о влиянии ВТО на экономику Приангарья

Год назад, 22 августа, Россия подписала протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО).

Переговоры о присоединении нашей страны к мировому бизнес-сообществу продолжались 18 лет. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности.

Многие российские эксперты выражали сомнения и опасения по поводу этого шага, но, в итоге Россия все же стала 156-м членом ВТО.
О том, как повлияло вступление в ВТО на экономику Иркутской области сегодня рассуждают иркутские эксперты.

Виктор Самаруха, председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области, доктор экономических наук:

- Особых потерь для России - к примеру, таких, как наплыв иностранных товаров, который прогнозировали эксперты, - не случилось. Больше всего пострадало сельское хозяйство, особенно отрасль свиноводства -- пошлины на импорт свинины были снижены, в результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, а себестоимость производства свинины в России увеличилась из-за дорогих кормов. Были опасения по поводу автомобильного производства, но они себя не оправдали. Этот рынок у нас стабилизирован – уже давно и успешно работают 16 совместных заводов, а отечественное автомобильное производство развалилось задолго до вступления в ВТО.

На мой взгляд, очень серьезную роль сыграли новые требования по борьбе с коррупцией – взяточничества стало меньше, контроля больше, лучше стала работать таможня, и, как следствие, ввозимые товары стали более качественными. Преференции получили, в первую очередь, предприятия цветной металлургии и химической промышленности. Кстати, ожидаемого снижения цен, к примеру, на продукты, не получилось. Сейчас, в разгар сезона, мы наблюдаем дикие цены на овощи. Но это внутренняя проблема, связанная со слабым развитием сельского хозяйства из-за отсутствия нормальных условий поддержки среднего и малого бизнеса. В целом я бы оценил вступление России в ВТО как положительное событие, однако, чтобы были реализованы все планы, необходимо проделать большую работу на уровне региональной и муниципальной власти. Пока управление экономикой на местах не соответствует мировым стандартам, именно поэтому мы несем колоссальные убытки.

Надежда Грошева, доктор экономических наук, декан Сибирско-Американского факультета ИГУ:

- Если вы опросите людей на улице, то процентов 90 скажут, что они понятия не имели, что мы уже в ВТО. Большинство компаний, которые, безусловно, знают об этом событии, тем не менее, не отметили никаких перемен. Во-первых, в рамках переходного периода все равно резких изменений в законодательстве, нормативах и стандартах не произошло. Во-вторых, недоверие к России со стороны иностранных производителей есть. И, кроме того, ряд международных сообществ в рамках норм ВТО пытается ограничивать некоторые действия правительства -- утилизационный сбор на автомобили, например, или введение ряда ограничений таможенной службой. Но, так как подобные решения не принимаются и не отменяются быстро, особых проблем это пока у нас не создает. Роста ввоза оборудования в РФ не произошло, быстрой модернизации заводов тоже. Толпы международных инвесторов, несмотря на опасения ряда экспертов, тоже сюда не стремятся. Единственная, наверное, отрасль, которая как-то ощутила на себе ВТО - это сельское хозяйство. Однако, выделить рост цен, связанный с импортной продукцией, от обычного инфляционного роста крайне сложно. Небольшое преимущество оценили, пожалуй, торговые сети, которые смогли получить ряд импортных товаров по более низкой цене, но эти товары, как правило, выше качеством. Основной плюс, как мне кажется -- на волне «шума» по поводу ВТО крупные компании начали оптимизировать свою работу, пытаясь соответствовать международным стандартам - «на всякий случай».

Аполлон Иванов, генеральный директор СХЗАО «Приморский», депутат ЗС:

- Здесь, в Сибири, мы пока не чувствуем на себе негативных последствий от вступления России в ВТО, а вот сельхозпроизводителям западных регионов страны не позавидуешь. Больше всего пострадали свиноводческие хозяйства, так как с отменой пошлин на наши рынки хлынула дешевая европейская свинина. С 2014 года отменят пошлины на ввоз мясных продуктов глубокой переработки. Вот тогда и мы почувствуем на себе все прелести ВТО. Конкуренция будет жесткой.

Что сделано для того, чтобы защитить отечественных сельхозпроизводителей от негативного влияния ВТО? Ну, во-первых, были приняты поправки в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства, позволяющие сохранить существующие виды государственной поддержки регионам, расположенным в зоне рискованного земледелия. Создан специальный реестр, в который включено 57 регионов, имеющих низкий уровень доходности сельхозпроизводства, и, в том числе, Иркутская область. Благодаря этому мы продолжаем получать льготные кредиты и субсидии на приобретение ГСМ и производство молока, мяса, которые запрещены в странах-членах ВТО.

На региональном уровне мы существенно увеличили расходы на модернизацию сельскохозяйственного производства, организацию переработки и сбыта. В прошлом году была принята новая целевая программа развития сельскохозяйственного производства Иркутской области до 2020 года. На ее реализацию планируется выделить 14,6 млрд. рублей. При этом 40% от общего объема финансирования или 6,1 млрд. рублей будет направлено на решение вопросов технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

Без государственной поддержки сибирские регионы не смогут обеспечить занятость сельского населения и сохранить традиционный уклад жизни, особенно это касается северных территорий. И задача государства на данном этапе - выработать новые механизмы господдержки села, которые позволят не только не снизить, но и увеличить объемы производства, грамотно используя свои конкурентные преимущества.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное