Новости

Минюст решил вопрос о частном судопроизводстве

Белый дом исполнил поручение Владимира Путина срочно разработать законопроект о "кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства". Из опубликованного Минюстом пакета проектов, в том числе нового федерального закона "О третейских судах и арбитраже", следует, что Минюст согласился с базовыми идеями Минэкономики — "чисткой" существующих третейских судов, их регистрацией в реестрах и запретом на аффилированность арбитража и участников разбирательства,— но и намерен резко ужесточить режим работы всего института.

Минюст в пятницу представил на общественное обсуждение проект нового федерального закона "О третейских судах и арбитраже" плюс поправки к Арбитражному процессуальному, Уголовному (УК) и Налоговому кодексам, законам "Об арбитражных судах", "О международном коммерческом арбитраже" и ряду других. Они разработаны в рекордный срок после того, как Владимир Путин заявил в декабрьском послании Федеральному собранию, что "нужно серьезно повысить авторитет третейских судов". Правительству совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палатой поручено внести в Госдуму до 15 июля законопроект "о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства".

Напомним, аналогичное поручение президента было дано и по итогам предыдущего послания, однако исполнить его помешал внутриведомственный конфликт в правительстве вокруг третейских судов. Минюст и Минэкономики еще к концу 2012 г. подготовили взаимоисключающие концепции реформы, причем Минюст вопреки традиции выступал за более либеральный подход, а Минэкономики требовало введения жесткого регулирования третейских судов (см. "Ъ" от 10 июля 2013 года). При этом все единодушно признают, что третейские суды, существующие в России уже с 1992 года (см. справку на стр. 2), сейчас активно используются для мошенничества -- от откровенно преступной деятельности (вывод активов, навешивание долгов на госпредприятия, создание фиктивной задолженности в банкротстве) до организации сомнительных схем регистрации самовольно построенной недвижимости или рассмотрения споров в аффилированных с одним из участников "карманных" судах. В результате крупные споры уплывают в коммерческие арбитражи других стран, что вредно и для бизнеса, и для интересов государства. К таким актуальным делам относят заграничные процессы по спорам акционеров "Русала", ТНК-ВР и "Вымпелкома". Проблему обостряет предстоящее упразднение Высшего арбитражного суда (ВАС), неоднократно выступавшего за сокращение круга споров, которые могут рассматривать третейские суды, и их "чрезмерного" количества. Глава ВАС Антон Иванов заявлял в интервью "Ъ": "Государство рискует лишиться крупных активов по решению такого третейского суда, который настоящим судом не является".

Камнем преткновения в реформе коммерческого арбитража является вопрос о госрегистрации постоянно действующих третейских судов с целью "зачистить" мошеннические суды, а заодно и демпингующих на низком качестве проведения разбирательства конкурентов. Против введения реестра третейских судов активно выступал Минюст -- в отличие от Минэкономики, МКАС и РСПП. В итоге Минюст согласился на регистрацию, но при условии, что третейские суды будут создаваться только при некоммерческих организациях. Минюст при этом ссылается на международную практику. К тому же, по мнению Минюста, это позволит не повторить опыт Украины, где система регистрации с легкостью обходится созданием за границей судов для рассмотрения внутриукраинских споров.

Создавать такие суды, по проекту Минюста, не могут ни компании, ни физические лица. Фактически эта норма ставит крест на возможности существования третейских судов, созданных "Газпромом" и Сбербанком.

Сокращенный ВАС круг споров, "арбитрабельных" для третейских судов (ВАС сначала исключил корпоративные споры, а сейчас пытается делать то же со спорами по госконтрактам и любым договорам с госорганами), Минюст в новом законе возвращает обратно. Разрешая рассмотрение третейскими судами "корпоративных споров", законопроект крайне жестко регулирует порядок их рассмотрения, одновременно ужесточая правила разбирательства и отвода арбитров, фактически вводя разрешительную систему деятельности третейских судов.

Анна Ъ-Пушкарская, Санкт-Петербург; Анна Ъ-Занина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное