Как за 14 лет найти дело по душе? Как от мелкой полиграфической рекламы прийти к сельхозпроизводству? Как подняться на ноги после потери денег на бирже? И что даёт силы двигаться дальше? Марк Залуцкий, директор ООО «Территория Снабжения», рассказал об этом иркутским предпринимателям 5 октября в рамках «SBERTALKS 2.0».
Реклама, строительство, пищевая промышленность
В 2003 году, учась на втором курсе института, я начал заниматься полиграфической рекламой. В 2004 я установил 33 световых короба в международном аэропорту Иркутска, был монополистом. Однако потом всё забрала Москва.
С 2007 по 2010 я занимался строительным бизнесом, у меня была своя лицензированная компания «А-Строй». Это было тяжелое для меня время, поскольку этот бизнес меня тяготил. Я – человек творческий, а там мне приходилось работать с арматурой, кирпичом, бетоном, цементом, непонятными работниками.
Поэтому в 2010 году я решил освоить новое для себя дело и совместно с братом открыл в Иркутске сеть киосков быстрого питания. Мы сделали полную копию московского Stardog’s, в городе у нас было семь киосков. Франшизу нам не продали, но рецепты были не сложные, всех поставщиков я знал. Мы очень быстро достигли потолка и не могли зарабатывать на этом бизнесе больше 200-300 тысяч в месяц. Этого нам было мало, так как была поставлена определенная цель, и она отличалась от того результата, который мы имели на тот момент. Я продал существующий проект. Кстати, это был мой первый опыт продажи бизнеса.
Чтобы зарабатывать больше, мы обратились в сферу пищевого производства: организовали цех с большим количеством персонала. Мы занимались производством готовых продуктов: сэндвичей, хот-догов, гамбургеров, салатов и реализовывали все это через сеть магазинов, в общей сложности их было более 800. Потом мне этот проект надоел, и я его тоже продал.
Потерять всё… чтобы найти своё дело
После долгих поисков идеального бизнеса я решил заработать на Форексе. Открыл офис в Улан-Удэ. В Иркутске работали частные трейдеры. Бизнес был интересным и приносил доход, но как только я вложил свои деньги, грянул кризис, и я потерял всё: деньги, клиентов, инвесторов.
Это был очень тяжелый, но полезный опыт. После разорения человек или встаёт на ноги, или нет. Я нашел силы подняться.
Денег не было вообще, и чтобы достать их, я чем только не занимался. Работал на телефоне, как аутсорсинговый отдел продаж для сторонних компаний. Я продавал кофе-машины, аптечки, огнетушители, телефонные книжки… Крутился, как мог. Как раз в то время, совершенно случайно, мне поступило предложение продавать удобрения из Белоруссии. Дело пошло в гору и со временем переросло в собственное производство. Этим я занимаюсь до сих пор. Мне безумно нравится бывать в полях, смотреть как моими удобрениями обрабатывают посевы, как собирают урожай. Буду заниматься этим и впредь.
В 2016 году я начал выращивать картофель. Постепенно это вылилось в проект «Мытые овощи»: мытый отборный картофель в упаковках продавался в супермаркетах «Слата» в Иркутске, а также мы зашли в сети Улан-Удэ и Читы.
Этот бизнес я тоже продал, дело существует до сих пор и приносит хорошую прибыль нынешнему владельцу.
В этом году мы запускаем с братом розлив воды под торговой маркой «Пью». Проекту требуется диверсификация – зимой вода продается плохо, зато отлично покупают незамерзающую стеклоомывающую жидкость. «Незамерзайка» частично производится на том же оборудовании, что и сельскохозяйственные удобрения, так что у нас получилось задействовать то оборудование, которое простаивало зимой!
От удобрений к логистике и социальной сети
На 2018 год планы грандиозные. Хочу вырастить рапс. Уже взял тестовое поле под него. По немецкой технологии готовлю землю с использованием своих удобрений. Я планирую получать 30-35 центнеров с гектара, в то время, как наши фермеры получают по 10-12.
Кроме того, в планах у меня два проекта в сфере IT. Один из них связан с логистикой. Второй – создание социальной сети для бизнеса «АльфаНет». Я возлагаю на нее большие надежды, планирую выход на ICO. По оценкам специалистов, эти проекты должны произвести переворот в своих сферах.
Подводя итог, Марк Залуцкий перечислил качества, без которых он не смог бы проделать такой трудный путь. Он рассказал, что поддерживало его в трудные минуты и помогало двигаться дальше. По его словам, существует совокупность факторов, принципов и качеств, которыми должен обладать предприниматель для того, чтобы добиться высоких показателей в бизнесе.
1. «Недоедание»
– «Недоедание» – это ограниченность в чем-либо материальном. Когда ты смотришь вокруг себя, видишь успешных людей на дорогих машинах, ты задаешься вопросом: «Что я должен сделать, чтобы это получить»? Если ты этим вопросом не задаешься, то ты не предприниматель.
2. Желание начать что-то делать
– У людей, находящихся в зоне комфорта, у которых есть даже больше, чем нужно, такое желание, как правило, отсутствует. Так что желание начать что-то делать, как правило, возникает у людей не избалованных, которые в свою очередь находятся в «недоедании».
3. Мотивация
– Нужно ставить перед собой цели, задачи, мечты. Если этого не делать, вы не поймёте, в какую сторону вы двигаетесь.
4. Стимул
– Это побудительная причина. Для кого-то стимул – это красивая девушка рядом, которой хочется делать подарки и возить на отдых заграницу. Для меня большим стимулом является мой отец. Когда у человека есть рядом пример для подражания, он стремится быть похожим на него, а то и лучше. Наши дети должны быть лучше, чем мы.
5. Смелость и решимость
– Когда только начинаешь какой-то бизнес, первый шаг навстречу неизвестному – самый сложный. Если ты его сделал, то дальше все идет по накатанной. Этот барьер важно преодолеть, и как раз для этого предпринимателю просто необходимы такие качества как смелость и решимость.
6. Настойчивость и ответственность
– Это одно из самых важных качеств предпринимателя. Часто мы поднимаем руки вверх, жалуемся на трудности и высокую ответственность. Однако нужно учиться быть ответственным и настойчивым. Если обладать этими качествами, можно свернуть горы.
7. Опыт
– Это не совсем качество. Это то, что мы получаем каждый день и всю жизнь. Не бывает плохого опыта. Опыт – он, в любом случае, опыт!
8. Понимание потолка в бизнесе
– У каждого бизнеса, как правило, есть определенный потолок. Если он вас устраивает, то хорошо, но мне кажется, что потолка быть не должно. Упершись в потолок, нужно идти дальше, менять бизнес, ставить перед собой новые цели.
9. Умение меняться
– Люди, начиная чем-то заниматься, часто сидят в этом очень долго. У меня товарищ, например, продает DVD-диски. Дружище! Все уже качают фильмы в интернете. Может, пора что-то менять?
10. Диверсификация бизнеса
– У меня несколько проектов, которые имеют свою сезонность. Так, летом мы производим удобрения, а зимой – разливаем незамерзающий стеклоочиститель. Если в одном проекте дела пойдут не очень хорошо, то другой проект меня прокормит. Чем больше проектов, тем лучше.
11. Отсутствие рамок
– Рамки – это то, во что мы себя загоняем. Где эти рамки? Рамки у нас в голове! Они мешают ставить нам перед собой большие цели и добиваться их. Давайте не будем ограниченными. Давайте стремиться к невероятным высотам!
12. Правильные люди рядом
Читайте также:
– Не бойтесь менять своё окружение, ведь часто бывает, что наше ближайшее окружение – друзья, коллеги, работники – тянут вниз. Находясь рядом с ними, вы не сможете развиваться. Старайтесь общаться с более умными, успешными, взрослыми людьми, чтобы чему-то у них учиться, что-то от них брать и расти.
13. Постоянное образование
– Нужно получать либо полноценное дополнительное образование, либо посещать тренинги, семинары, лекции, вебинары. Человек должен постоянно самосовершенствоваться, а для этого нужны регулярные умственные нагрузки.
14. Этика
– Ничто не может сравниться с этикой. Этичному человеку никогда не будет стыдно перед самим собой и окружающими людьми. Этика формирует репутацию.
15. Любовь к своему делу
– Бизнес должен приносить положительные эмоции. Занимайтесь делом, которое вам нравится. Если вы не любите то, что делаете, тогда зачем это вам нужно?