Новости

Резервная монополия. Резервный фонд защитят только налоги "Газпрома"

Макроэкономический прогноз на 2009-2012 год будет рассмотрен бюджетной комиссией правительства 7 июля, сообщила замглавы Минфина Татьяна Нестеренко. За неделю, имеющуюся у Белого дома на согласование прогноза Минэкономики, придется определиться с главной проблемой -- дефицитом бюджета на 2010 год. Первые данные о доходах бюджета в первом полугодии 2009 года подтверждают: ключевым вопросом торга будут налоги "Газпрома" -- без них сохранение госрасходов на
уровне, сравнимом с 2009 годом, невозможно.

Замминистра финансов Татьяна Нестеренко, представляя вчера в Госдуме поправки в законодательство, связанные с изменением в регламенте принятия бюджета на следующий год, пояснила, что основные параметры бюджета на 2010-2012 годы Белый дом утвердит до 27 июля. Впрочем, на создание базовой конструкции бюджета-2010 у правительства осталась
всего неделя: 7 июля, по словам госпожи Нестеренко, бюджетная комиссия Белого дома должна рассмотреть бюджетный прогноз на 2009 и 2010-2012 годы, дорабатывающийся Минэкономики. Несмотря на "бюджетный переворот" в технологии подготовки основного финансового закона на 2010 год, прогноз Минэкономики все равно должен содержать показатели, определяющие доходы и расходы бюджета на следующий год.

После заявления помощника президента Аркадия Дворковича и замминистра финансов Дмитрия Панкина о прогнозном дефиците бюджета в 2010 году (6-8% ВВП против ожидавшихся 5-5,5% ВВП в мае 2009 года и 5% в апреле) основная бюджетная коллизия стала очевидной. Исходя из информации о последней рабочей версии прогноза Минэкономики (конец июня) и сделанных на встрече с депутатами Госдумы премьер-министра Владимира Путина оценок доходов бюджета-2010 (порядка 16% ВВП), стал возможным расчет фактических цифр дефицита бюджета-2010. "Вилка" в 6-8% ВВП дает номинальный дефицит в 2,5-3,35 трлн руб. при доходах федерального бюджета в 6,7 трлн руб. и расходах в 9,2-10 трлн руб.

Вчера опубликованы первые данные Минфина и таможни, характеризующие состояние госдоходов и резервного фонда по первому полугодию 2009 года -- пока они подтверждают расчеты аналитиков инвестбанков о том, что превышение дефицита бюджета в 2010 году уровня в 6% ВВП невозможно без радикальных изменений в бюджетной идеологии.

Даже учитывая намерение Белого дома увеличить внутренние госзаимствования на 2010 год до 1 трлн руб. и привлечь на внешнем рынке до $10 трлн (0,3-0,35 трлн руб.) рост дефицита бюджета-2010 до 8% приведет к исчерпанию его в 2010 году даже при сохранении нефтяных цен в $60-65 за баррель. Вчера Федеральная таможенная служба дала оценку перечислений средств в бюджет за полгода -- 1,3 трлн руб., по всему периоду зафиксировано падение сборов от таможни на 39,3%. Даже
при полной стабилизации ситуации с доходами ФТС и ФНС на нынешних уровнях (минус 30% к сборам 2008 года) и успешная реализации всей программы госзаймов на 2010 год федеральные расходы-2010 ждет сокращение не только в реальном, но, возможно, и в номинальном исчислении в сравнении с расходами-2009 (по плану -- 9,7 трлн руб.) -- особенно если правительство все же решит сохранить часть резервного фонда на 2011 год.

Сохранение хотя бы номинально близких к расходам-2009 расходов федерального бюджета в 2010 году, таким образом, невозможно без нового источника доходов. И сразу после совещания у Владимира Путина 30 июня, и вчера полемика в Белом доме, по данным "Ъ", велась вокруг единственного крупного потенциального донора госрасходов --
"Газпрома".

Дмитрий Ъ-Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное