Новости

Деньги пахнут керосином. Услуги по заправке самолетов резко подорожали

Несмотря на наблюдавшееся с начала года снижение цен на авиатопливо на 15%, одновременно существенно росла стоимость услуг по заправке самолетов -- на 68%. Таким образом, авиакомпании лишались существенной доли экономии от падения цен на керосин. Сейчас топливо стало дорожать, и рост стоимости услуг по заправке только усугубит эту тенденцию.

Вчера Росавиация опубликовала данные о ценах на авиакеросин и услуги по заправке воздушных судов в российских аэропортах. По данным ведомства, 20 июля в среднем в стране тонна топлива стоила 19,17 тыс. руб.-- на 15% меньше, чем в январе этого года, и на 7,8% меньше, чем в январе 2008 года. Зато стоимость услуги по заправке, в начале 2008
года составлявшая в среднем 1050 руб. за тонну, за полтора года выросла вдвое, а только с начала этого года -- на 62%, примерно до 2,1 тыс. руб. В Росавиации статистику комментировать отказались.

Сильнее всего стоимость заправки с начала года выросла в аэропортах, где топливозаправочными комплексами (ТЗК) владеет оператор "ЛУКОЙЛ-аэро",-- в Самаре (с 1,7 тыс. до 4 тыс. руб.), Волгограде (с 950 до 5,2 тыс. руб.), Нижнем Новгороде (с 1,04 тыс. до 5,2 тыс. руб.), Челябинске (с 1,04 тыс. до 4,8 тыс. руб.), Тюмени (с 750 до 4 тыс. руб.), а также в аэропортах, подконтрольных холдингу "Базовый элемент",-- в Краснодаре (с 1,2 тыс. до 3,9 тыс. руб.), Сочи (с 1,1 тыс. до 5,7 тыс. руб.), Анапе (с 1,4 тыс. до 3,9 тыс. руб.). руб.) и ряде других.

Источник в "ЛУКОЙЛ-аэро" пояснил "Ъ", что после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заинтересовалась ценообразованием на рынке аэропортовых услуг, компания первой привела его в соответствие с приказом 110 Минтранса: раньше отдельно учитывалась лишь сама услуга по заправке, а стоимость хранения топлива и другие затраты ТЗК учитывались в цене тонны керосина, а теперь все эти затраты учитываются в стоимости услуги.

Гендиректор оператора сети независимых ТЗК "Аэрофьюлз" Владимир Спиридонов называет рост цены на услугу "перераспределением затрат". "Исторически во всех аэропортах стоимость услуги заправки не отражала всех затрат на топливообеспечение, и они включались в стоимость керосина",-- поясняет он. Теперь большинство ТЗК пересматривают
затраты, и услуга заправки приобретает реальную стоимость, констатирует топ-менеджер.

Рост стоимости заправки может объясняться разными причинами, констатирует Олег Пантелеев: компаниям, которые одновременно поставляют в аэропорты топливо и владеют ТЗК, как ЛУКОЙЛ, выгодно было перераспределить себестоимость и показать низкую цену тонны керосина "в крыло". А независимые ТЗК, которые лишились почти всей маржи в ценовой конкуренции с нефтяниками, смогли сохранить положительную рентабельность, только переведя ее в стоимость услуги,
добавляет эксперт.

Петр Ъ-Мироненко, Алексей Ъ-Екимовский

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное