Проектарт-рынок
Управляющая компания "Лидер" объявила о своей готовности создать фонд, инвестирующий в искусство. Создавать такие фонды разрешает приказ, вчера, по сведениям Ъ, принятый Федеральной службой по финансовым рынкам. Деньги фонду будут помогать приращивать музеи. С подробностями -- ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Призывы инвестировать в искусство раздаются в России давно, и признание живописи хорошим альтернативным активом уже почти никого не коробит. Тем не менее общее отношение к идее инвестировать в искусство у участников арт-рынка по-прежнему скептическое, хотя каждый из них по отдельности не преминул бы заработать на перепродаже картины. Тот же скепсис демонстрировало и бизнес-сообщество. Однако такой фонд уже готова создать управляющая компания "Лидер". Концепция уже разработана, и как только изменения в положении о ПИФах пройдут регистрацию в Минюсте, фонд будет создан.
Концепция нового фонда опирается на вроде бы известные вещи -- что художественные ценности остаются ценностями при любых обстоятельствах, что динамика цен на арт-рынке устойчива к кризисам и политическим потрясениям, что чем чаще картину выставляют и публикуют в каталогах, тем она дороже и что искусство стремится в конце концов сосредоточиться в музеях. Однако в проекте фонда УК "Лидер" все эти общие понятия сведены в стройную схему.
"На современном этапе,-- говорит руководитель направления инвестиций в сфере культурного наследия УК "Лидер" Евгений Зяблов, бывший директор государственного музейно-выставочного объединения РОСИЗО,-- наибольший прирост стоимости художественным ценностям, даже больший, чем любые аукционные рекорды, дает музейное продюсирование". Идея включить приобретаемые новым закрытым паевым инвестиционным фондом произведения искусства в музейно-выставочный процесс -- главное ноу-хау проекта, позволяющее враз решить все проблемы.
Схема такова. У российских музеев собирают что-то вроде заявок -- списки произведений из разряда вечных ценностей, которых им не хватает, чтобы устроить очередную большую выставку. В центре внимания (что естественно с точки зрения и российских госмузеев, и рыночных аналитиков) -- старое искусство. Картину покупают и отдают в музей на срок от двух до семи лет. Таким образом: пополняется музейный фонд (решение важной для крупных компаний проблемы осуществления "государственно-частного партнерства"), картина доступна публике (решение социальных задач), стоимость ее прирастает (фонд получает
прибыль). К тому же: инвестирующие деньги компании улучшают свой имидж (каждому приятно видеть под шедевром свое имя в списке меценатов), у потенциальных покупателей есть время собрать деньги для последующего выкупа картины у фонда (таким покупателем может стать сам музей -- с помощью государства или спонсоров). Естественно, что все сделки осуществляются легально -- налоги остаются в стране, совершенствуется инфраструктура арт-рынка.
По сравнению с прямыми инвестициями в искусство у такого фонда есть ряд преимуществ, считает вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина: "Прелесть фонда для инвесторов в том, что он аккумулирует значительные денежные средства, любой из клиентов может реализовать базисный принцип инвестиции на арт-рынке -- покупать лучшее, то есть предметы музейного качества. В одиночку это трудно.".
В России самым слабым звеном при купле-продаже искусства на настоящий момент является экспертиза и оценка. В планах УК "Лидер" -- осуществлять их силами музейных экспертов (объединенных в профессиональную гильдию экспертов, НОЭКСИ) и независимой компании "Арт-консалтинг", признанной мировыми страховщиками (в которой работают все те же самые эксперты).




SIA.RU: Главное