Новости

Монголия приняла Дмитрия Медведева на уран. Но к углю и цветным металлам Россию пока не допустила

Президент РФ Дмитрий Медведев вчера начал двухдневный визит в Монголию. В первый день господин Медведев занимался улаживанием проблем в экономических отношениях между Москвой и Улан-Батором. По итогам переговоров были подписаны соглашения о создании СП по добыче урана в Монголии, а также меморандум о поставках российской железнодорожной техники. Однако окончательного ответа на ключевой вопрос, получит ли Россия доступ к крупнейшим монгольским
месторождениям угля и цветных металлов, в подписанных документах не содержится.

Главным событием первого дня визита Дмитрия Медведева в Монголию стали его переговоры с президентом Цахиагийном Элбэгдоржем, которые проходили в установленной на пятом этаже Дворца правительства юрте.

По итогам переговоров стороны подписали пять документов. Политическую близость Москвы и Улан-Батора скрепили декларация о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией, а также протокол о сотрудничестве между ЦИКами двух стран. Деловое сотрудничество было подкреплено соглашением о создании СП по разработке урана и двумя
меморандумами о сотрудничестве в железнодорожной сфере. Особую гордость российская сторона испытывала по поводу урановых договоренностей. "Россия стала первой страной, с которой Монголия подписывает соглашение о совместной деятельности по урану. Это важный политический сигнал",-- заявил глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко. Правда, господин Кириенко признал, что РФ будет далеко не единственным партнером Монголии по освоению ее урановых
месторождений.

Не дали подписанные документы и окончательного ответа на вопрос, получат ли российские компании доступ к крупнейшим монгольским месторождениям, в том числе угольному Таван-Толгой и золото-медному Оюу-Толгой. Москва рассчитывает, что лицензии на них Монголия передаст созданному в мае СП "Развитие инфраструктуры", где Россию представляет ОАО РЖД. Как заявил вчера "Ъ" президент РЖД Владимир Якунин, визит показал, что монгольская сторона настроена "позитивно и конструктивно" и все договоренности, достигнутые в ходе майского визита в Улан-Батор премьера РФ Владимира
Путина, были подтверждены. Господин Якунин уточнил, что три недели назад РЖД передала Монголии проект концепции развития СП "Развитие инфраструктуры". Первые переговоры по итогам рассмотрения концепции глава ОАО РЖД ожидает в сентябре, а полностью согласовать документ рассчитывает до конца года. После этого, в 2010 году, СП, по словам
Владимира Якунина, уже может получить лицензии на монгольские месторождения Таван-Толгой и Оюу-Толгой. Впрочем, в ходе нынешнего визита договоренности были подтверждены на словах, а не в документах.

На пути реализации планов Москвы в отношении строительства железных дорог в Монголии и освоения месторождений
по-прежнему остается много препятствий. Одним из них, как признал вчера господин Якунин, является активизация взаимодействия Улан-Батора и Пекина в железнодорожных проектах. "Действительно, во властных структурах Монголии есть сторонники более тесного сотрудничества с Китаем как крупным инвестором",-- отметил глава РЖД.

Другим фактором, тормозящим реализацию проектов РЖД в Монголии, является то, что Москва пока не выделила $250 млн для увеличения уставного капитала УБЖД и $1,5 млрд для вложения в СП. Ускорить принятие решений в рамках нынешнего визита не удалось, но Владимир Якунин расценил как положительный сигнал слова Дмитрия Медведева о сохранении в силе договоренностей с российской стороны.

Вопрос о судьбе российских претензий на Таван-Толгой и Оюу-Толгой так и не был решен окончательно. Проблему осложняет и то, что великий хурал (парламент) Монголии пока не принял новый закон, регулирующий доступ иностранцев к недрам. В этих условиях Китай явно не намерен прекращать борьбу.

Рената Ъ-Ямбаева, Александр Ъ-Габуев; Ирина Ъ-Граник, Улан-Батор

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное