В рубрике "Популярные финансы" известные люди Иркутска -- предприниматели, чиновники, общественные деятели -- рассказывают о своем отношении к деньгам. В какие активы предпочитают инвестировать: ценные бумаги, ПИФы, золото, недвижимость. Каким банкам и инвесткомпаниям доверяют, а в каких разочаровались.
Игорь Верхозин, главный редактор издательского дома «Автомаркет»
• Про банковские карты. Картами пользуюсь давно, уже более 10 лет. В основном в зарубежных поездках. Долгое время у меня были только две дебетовые карты Альфа-Банка. Почему две? Одна в долларах, другая в евро, в зависимости от того, в какую страну ехал. Это сейчас одной картой можно управлять средствами с нескольких счетов, раньше к каждому счету необходимо было заводить отдельную карту. Недавно оформил кредитную карту Visa Gold с большим лимитом в ВТБ24. Я не сторонник кредитования, кредитка нужна скорее для подстраховки, на случай форс-мажора. Тем не менее, я собираюсь оформить еще одну карту: как раз подбираю банк. Бывает, что какая-то из карт за границей, «не срабатывает», иногда «везет» так, что расплатиться не получается и второй. Так, что нужен запасной вариант. Особенно, в Штатах -- там часто не принимают к оплате наличные, поэтому если у тебя не «читается карта», ты, считай, без денег. К слову, если условия по остальным банковским продуктам более-менее одинаковы, то по «карточным условиям» есть из чего выбрать: у каждого банка свои плюсы. К примеру, ВТБ24 автоматически оформляет медстраховку для владельца карты. Когда мы случайно узнали об этом, это оказалось приятным сюрпризом и позволило сэкономить достаточно большую сумму. В Альфа-Банке, на мой взгляд, очень удобная система интернет-банкинга: есть возможность оплатить любой счет, зная только его номер; плюс безопасность системы – если оплачивать через систему Альфа-банк, при каждой операции нужно вводить персональный пароль, который приходит в форме SMS на телефон. То есть одной только карты мошеннику недостаточно, нужен еще украсть телефон клиента. К слову, я очень внимательно отношусь к вопросам безопасности: всегда пользуюсь смс-банкингом. Возможно, именно поэтому ни разу с карточным мошенничеством не сталкивался. Хотя слип с моих карт снимали в сотне различных мест.
• Про выбор банка. Расчетный счет компании открыт в Сбербанке. Это уже пятый банк за 19 лет существования компании. Выбрали не по причине удобства, привлекательности условий и т.п., а по причине надежности. Четыре предыдущих банка «прогорели», и вернуть средства нам удавалось буквально в последний момент. Можно сказать, устали «спасать» собственные деньги, поэтому работаем с госбанком.
• Про инвестиции в недвижимость. Именно с инвестиционной целью я покупал недвижимость только однажды: пару лет назад на пике цен вложился в квартиру в строящемся доме, в ЖК «Сантоки». Этим летом, когда цены на жилье достигли дна, я собирался разорвать договор с застройщиком и вернуть деньги, потраченные на покупку квартиры. По договору долевого участия с ВостСибСтроем у дольщика есть возможность получить свои деньги назад спустя 20 дней после подачи заявления: никаких объяснений не требуется, только желание покупателя. Но в компании мне предложили пересчитать количество квадратных метров по текущим ценам, площадь квартир увеличилась существенно – не на пару квадратов. Я согласился.
• Про кризис. Кризис ударил компанию с трех сторон: рекламный рынок обвалился в разы, автомобильный – тоже, к тому у нас очень серьезная импортная составляющая – финская бумага, краска. Полиграфические услуги выросли наполовину. Но я уверен, сегодняшние условия – не причина отчаиваться, а возможность меняться в лучшую сторону. Таких условий оптимизировать и изменить свой бизнес больше не будет. Ведь работать приходится в условиях выживания, а это «заводит» как ничто другое. У нас сейчас в работе сразу несколько новых проектов: преобразование сайта редакции в региональный автопортал, выпуск глобальной дисконтной карты на автоуслуги, и проведение в мае следующего года в Иркутске полноценного автосалона – Сибавтосалона, который пройдет в Сибэкспоцентре. При этом мы надеемся оптимизировать и развивать наши прежние проекты – журнал «Автомаркет» (сейчас мы перевели его на выпуск раз в 2 недели, что резко повысило рентабельность), газету объявлений «Навигатор «Автомаркета», справочник «Весь автомобильный Иркутск». Преобразование претерпит и наш Фестиваль тюнинга БайкалМоторШоу – весной следующего года он впервые будет проходить два дня. По моим подсчетам, половину кризиса мы уже «прошли», осталось подождать еще год.
• Про финансовые стратегии. Мои главные принципы – соблюдать осторожность при работе с заемными средствами и планировать бюджет с большим запасом: объем расходов считать по максимуму, доходы планировать исходя из самого пессимистичного сценария. Замечу, что несмотря на последнюю установку, предугадать год назад наступление столь масштабного кризиса на авторынке и обвала рекламного рынка мы не смогли даже в самом черном варианте сценария.