В начале ноября зарегистрирован рекордный прирост потребительских цен на бензин. Для пресечения спекуляций на этом рынке Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести для НПЗ обязательную отчетность о плановых остановках, за точность которой заводы будут нести ответственность. Но участники рынка опасаются, что публичность этой информации может, наоборот, сыграть на руку спекулянтам.
Вчера Росстат сообщил, что потребительские цены на автобензин за неделю с 30 октября по 6 ноября в среднем по России показали максимальный с начала года прирост -- 0,4%.
В начале ноября ФАС уже сообщила о начале проверки причин повышения цен и снижения объемов переработки нефти в сентябре. Эксперты и участники рынка связывают это с увеличением объемов экспорта нефтепродуктов накануне повышения с 1 октября экспортных пошлин и плановой остановки сразу нескольких НПЗ на профилактику. Тогда ФАС запросила у НПЗ информацию о причинах снижения выпуска нефтепродуктов и сроках планового и срочного ремонта и пообещала проверить трейдеров с целью выявления потенциальных спекулянтов.
Теперь ФАС решила пойти дальше. Служба разрабатывает предложения о внесении изменений в порядок раскрытия НПЗ информации о плановых ремонтах.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что инициатива ФАС интересна, причем важно не столько время остановки, сколько понимание, какого сокращения производства имеет смысл в связи с остановкой ждать. "Более того, сама по себе эта информация имеет мало ценности -- нужен регулирующий орган, который, рассмотрев заявки на ремонт, будет координировать их и разбрасывать по кварталам, чтобы пять НПЗ не стояли одновременно",-- считает аналитик.
"Инициатива могла бы заключаться в анализе и координации графика ремонтов,-- соглашается гендиректор Московского НПЗ Сергей Нетесанов.-- В этом году не случилось ничего экстраординарного в плане остановок: заводы всегда ремонтируются в одно время -- в апреле-мае и в сентябре-октябре. Однако в последнее время все больше НПЗ переходят на двух-трехгодичный режим ремонта. МНПЗ с 2006 года также удлинил цикл и встает на ремонт один раз в год -- в один год весной, в другой -- осенью. В этой связи имеет смысл изучить график ремонтов и дальше подумать, стоит ли его регулировать". В ФАС
говорят, что создание регулирующего органа "логично", но решение должно принимать правительство.
Наталья Ъ-Скорлыгина, Денис Ъ-Ребров




SIA.RU: Главное