В этом месяце Microsoft купила 1,6% социальной сети Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) за $240 млн. Весь Facebook оценили в $15 млрд, что в девять раз больше суммы покупки видеосервиса YouTube компанией Google. Сделка показывает, что инвесторы считают социальные сети самым многообещающим коммуникационным форматом интернета. Социальные сети стали хитом и в России; пока они не зарабатывают денег, но за последний год смогли привлечь миллионы клиентов.
Повальная социализация
К категории социальных сетей принято относить сайты, которые позволяют находить деловые контакты, бывших коллег, одноклассников и проч. Эти ресурсы позволяют общаться, обмениваться фотографиями и видео.
Самой крупной социальной сетью в мире является MySpace.
В России первая социальная сеть появилась в 2005 году. Ею стал проект Moikrug.ru, созданный по мотивам западной сети Linkedin.com. Ресурс позволяет находить одноклассников, бывших знакомых, работу, но главным образом рассчитан на поиск деловых партнеров. В марте этого года Moikrug.ru был куплен интернет-холдингом "Яндекс" за $2-5 млн. Тогда у ресурса было всего 250 тыс. пользователей, а в конце сентября ресурс отчитался о преодолении планки в 1 млн зарегистрированных
человек.
Большую популярность в рунете снискали неспециализированные порталы для поиска одноклассников и новых знакомых.
Рунет следует мировым тенденциям -- в нем постепенно появляются ресурсы по интересам. В этом году появился портал Sosedi-online.ru, который предлагает пользователям познакомиться с людьми из своего района и рассказать о локальных событиях. В стадии разработки социальная сеть для автомобилистов -- Zabarankoi.ru.
На смену Google
Сделка с Facebook показала, что именно социальная сеть является сегодня фаворитом интернета, наиболее динамично развивающимся форматом коммуникационного портала. "Год назад я полагал, что социальные сети и блоги вместе взятые соберут 5-10% аудитории интернета. Но сейчас я склоняюсь к тому, что этот показатель в обозримом будущем будет не менее 50%",-- говорит совладелец AdWatch Лев Глейзер. Эксперт делает основную ставку на социальные сети, так как блоги, по его определению, "это система общения интернет-персонажей, часто под псевдонимами, со сложными историями, а в социальных сетях общаются реальные люди, которые могут также обмениваться фотографиями и выстраивать социальные связи". "Число участников социальных сетей превысит аудиторию блогов в разы",-- прогнозирует господин Глейзер.
Некоторые эксперты ожидают, что социальные сети смогут потеснить поисковые системы как по аудитории, так и по выручке от рекламы. Российские социальные сети по динамике не отстают от западных прототипов. "Odnoklassniki.ru догоняют по еженедельной аудитории Rambler (входит в тройку ведущих порталов рунета.-- Ъ). По количеству просмотренных страниц Odnoklassniki.ru находятся на уровне 'Яндекса' (второй по популярности ресурс.-- Ъ), а Vkontakte.ru -- на уровне
Mail.ru (лидер рунета.-- Ъ)",-- отмечает Лев Глейзер. Он прогнозирует, что в начале следующего года Odnoklassniki.ru и
Vkontakte.ru станут соответственно третьим и четвертым игроком рунета по аудитории.
Представители поисковых систем восприняли угрозу со стороны социальных сетей с иронией. "Коммуникация и поиск -- это совершенно разные функции. И я слабо себе представляю, как мы можем конкурировать",-- отметила главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская. По ее словам, социальные сети могут догнать поисковые системы по посещаемости, но никак не заменить их. "Поиск 'Яндекса' стоит на Mail.ru, где люди пользуются почтой, ведут блоги, выкладывают фотографии. Статистика по трафику показывает, что небольшое число людей использует Mail.ru и для поиска, но этот показатель несопоставим с поисковыми запросами на сайте Yandex.ru. То есть пользователи предпочитают искать информацию на
специализированных сайтах",-- заключила госпожа Колмановская. Вице-президент Rambler Media по маркетингу Жанна Белецкая с этими доводами согласилась, подчеркнув, что "поисковики удовлетворяют потребность пользователей в информации, тогда как социальные сети -- в общении".
Российские социальные сети также не стремятся конкурировать с поисковиками. "Разумеется, мы отнимем часть трафика у поисковиков. К примеру, поиск людей смещается в социальные сети. Но конкурировать в обычном поиске с 'Яндексом' или Google мы не будем",-- рассказал Ъ создатель Vkontakte.ru Павел Дуров.
Рекламная пауза
Опрошенные Ъ эксперты уверены, что инвестиции в социальные сети сейчас чрезвычайно рискованны. "Велика вероятность надувания очередного пузыря, который рано или поздно лопнет",-- считает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын. "Обязательно лопнет, если социальные сети так и не научатся зарабатывать",-- отметил Николай Митюшин.
Пока российские социальные сети не генерируют ощутимой выручки.
Участники рекламного рынка считают, что социальные сети в России могут занять заметную долю на рекламном рынке не раньше 2009 года. "Пока эти проекты находятся в стадии набора аудитории. Им еще предстоит разработать новые рекламные модели",-- считает Лев Глейзер. По словам Николая Митюшина, ключевой вклад социальных сетей с точки зрения рекламодателей заключается в более полном раскрытии информации о пользователе, чего не смогли добиться ни почтовые службы, ни блоги.
Александр Ъ-Малахов




SIA.RU: Главное