Новости

Оживление с осложнениями. Ситуация на рынке потребительского кредитования явно улучшается. Однако оставшиеся от кризиса проблемы и дефицит качественных заемщиков не позволяют банкам выдавать кредиты на докризисных условиях и в тех же объемах

Ситуация на рынке потребительского кредитования явно улучшается: впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки постепенно стабилизируется. Однако оставшиеся от кризиса проблемы и дефицит качественных заемщиков не позволяют банкам выдавать кредиты на докризисных условиях и в тех же объемах.

Рынок потребительского кредитования начал демонстрировать выздоровление после кризиса. Во втором квартале этого года впервые с 2008-го вырос объем потребительских кредитов у 200 крупнейших российских банков. За предшествующие полтора года этот показатель упал почти на 500 млрд руб., или более чем на 13%. Просрочка же по потребительским кредитам за это время выросла более чем на 115%, что составляет почти 150 млрд руб.

И вот по итогам второго квартала 2010 года почти четверть полуторагодовых потерь отыграна. Рост рынка потребительского кредитования банкиры склонны объяснять двумя факторами. Это, во-первых, общее улучшение экономической ситуации. Во-вторых, реализация отложенного спроса: заемщики стали более уверенными в своем будущем и перестали отказывать себе в крупных покупках.

По мнению директора департамента розничного кредитования Бинбанка Олега Соколова, это только начало пути: "Наблюдаются активная разморозка банками программ потребительского кредитования и постепенное наращивание кредитных портфелей. Об этом свидетельствуют и данные Банка России: в августе выдача кредитов физлицам выросла на 2,3% против роста на 1,8% в июле. Активнее всего возобновление наблюдается в сегменте выдачи кредитов наличными относительно небольших сумм на короткие сроки, а также автокредитов. Тем самым банки утоляют накопившийся за два года кредитный голод населения. А активный рост авторынка и продолжающаяся госпрограмма поддержки продаж автомобилей отечественного производства стимулируют рост автокредитов".

Восстановление интереса заемщиков к кредитным продуктам банков не в последнюю очередь связано с постепенной либерализацией условий выдачи кредитов. "Первыми на старт вышли автокредиты и ипотечные программы, поскольку наличие ликвидного залога давало банкам дополнительные гарантии и способствовало снижению рискового уровня, а значит, появлению более лояльных условий. Что касается потребительских займов, то нецелевой характер кредитования и отсутствие залога делают их более рисковыми для банков, что напрямую сказывалось на условиях кредитования. Однако и здесь сейчас происходят изменения: рынок потребкредитов также пошел в активный рост",-- рассказывает Дмитрий Демешко, глава департамента альтернативных каналов продаж Банка Сосьете Женераль Восток.

Однако есть факторы, которые по-прежнему тормозят развитие потребительского кредитования. Это относительная дороговизна фондирования, что удерживает процентные ставки по кредитам на довольно высоком уровне, высокая закредитованность потенциальных клиентов из экономически активных слоев населения и рост просроченной задолженности.

Все это вынуждает кредитные организации осторожничать. Некоторые игроки снова ужесточили требования к заемщикам. "Основная проблема -- это старые долги, образовавшиеся в период кризиса, которые уже перестали расти и стабилизировались на одном уровне, но портят статистику. И хотя качество новых выдач высокое, банки еще длительное время при расчете ставок по продуктам будут использовать статистику кризисного периода при планировании уровня возможных потерь",-- рассказывает руководитель дирекции развития продуктов Транскапиталбанка Игорь Антонов.

Как утверждают банкиры, приоритетной задачей для банковского сектора сейчас является минимизация рисков при выдаче кредитов. Каждый банк решает эту проблему по-своему: некоторые развивают менее рискованные залоговые кредиты, кто-то обязательным условием выставляет поручительство физлица, другие работают с надежными сегментами клиентов, например с зарплатными клиентами. Зарплатные клиенты более понятны и прозрачны для банка -- можно заранее предугадать возможные трудности. "Думаю, для всех банков сейчас важны кросс-продажи, продажи через канал B2B и транзакционные продукты, которые не влекут за собой роста рискованных активов. Конечно, наиболее рискованные (что отражено в их цене) -- беззалоговые кредиты (как потребы, так и кредитные карты)",-- считает член правления Юникредит банка Эдуард Иссопов.

Однако менее рискованный продукт -- он и менее доходный, что тоже не устраивает банки. И когда ситуация начала нормализоваться, все больше игроков стали обращать внимание на такие продукты, как кредитные карты и потребительские кредиты наличными. "В розничном сегменте наиболее приоритетными кредитами являются потребительские и автомобильные. Они рискованнее, но и доходнее для банков. Если мы говорим об ипотечных кредитах, то приоритетность данного направления кредитования определяется возможностью привлечения банками фондов для финансирования ипотеки",-- рассказывает директор департамента розничного бизнеса банка "Интеза" Татьяна Жаркова. "Наибольший потенциал мы сейчас видим в кредитах наличными и кредитных картах, так как первые позволяют динамично наращивать среднесрочный портфель с низким или средним риском, а вторые -- поддерживать долгосрочные и активные отношения с клиентом",-- соглашается Григорий Бабаджанян.

Впрочем, активизация банков на рынке потребительского кредитования в ближайшее время вряд ли приведет к существенному снижению ставок. "По нашему мнению, ставки достигли уже своего минимума, и дальнейшего снижения мы не ожидаем. Исключением могут стать кредиты по государственным социальным программам автокредитования и ипотеки",-- уверена Татьяна Жаркова. Уже сейчас можно видеть, что конкурентная борьба уходит с ценового поля. Ставки по кредитам становятся примерно одинаковыми, что заставляет банки привлекать клиентов неценовыми методами. Поэтому можно ожидать дальнейшего появления специальных акций, бонусов, сопутствующих скидок и подарков для кредитных заемщиков. Безусловно, не последнюю роль будут играть качество сервиса банка и тот уровень обслуживания, качество которого банк сможет поддерживать постоянно",-- рассказывает Дмитрий Демешко.

Стоит отметить, что кредитным организациям еще нужно разобраться с наследством кризиса. "Банки, привлекшие в кризис дорогие ресурсы, вынуждены размещать их также по достаточно высокой цене. Итогом стал наблюдающийся в настоящее время значительный разрыв между кредитными и депозитными ставками.

В этих условиях возможно и освоение нового сегмента рынка -- речь о заемщиках, которые допустили просрочки в период кризиса. Сейчас такие клиенты, по признанию банкиров, стали возвращаться на рынок, но в большинстве случаев пока получают отказ в выдаче кредита. "Вероятна ситуация, когда банки будут вынуждены в погоне за выполнением планов начать выдачу кредитов клиентам, показавшим просрочки и, возможно, даже находившимся в просрочке в период кризиса. Через некоторое время это будет большой целевой сегмент, для которого потребуется создание отдельных программ, так как стандартные подходы риск-менеджмента к ним неприменимы",-- считает Игорь Антонов.

ЮЛИЯ ПОГОРЕЛОВА


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное