Новости

Восьмая часть бюджета страны «спиливается», узнал президент Дмитрий Медведев. Государство меняет правила и организацию госзакупок

Начальник контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко в пятницу потряс Медведева информацией, что в системе госзакупок воруется, по самым скромным расчетам, 1 трлн руб. «Что это означает, если выражаться простым русским языком? — спросил президент и сам ответил: — Объем воровства можно снизить на триллион рублей». 10 млн контрактов в год, значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги постоянно с них, популярно разъяснил Медведев.

1 трлн — очень консервативная оценка, подчеркивает человек, близкий к контрольному управлению, расчетная цифра, основанная на проверках самого управления и на данных исследований разных сегментов рынка. Минэкономразвития не делало таких расчетов, но есть оценки экспертов — такие цифры могут быть, согласна советник министра Ольга Анчишкина. 
25-30% — оценка не прямого воровства, а неэффективных расходов, полагает высокопоставленный чиновник Минфина: «Завышены цены, сделаны ненужные закупки или задача исполнена дорогими средствами, неверными методами». Чуйченко это называет порочными закупками.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что с 2012 г., после введения электронных аукционов, государство будет экономить до 1 трлн руб. в год. Это за счет роста конкурентной среды и снижения коррупции, объясняет начальник управления ФАС Михаил Евраев. Наибольшие потери сейчас — на строительных контрактах, на втором месте — закупка медицинского оборудования и лекарств, продолжает он, а коррупционная емкость выше всего на закупках, проведенных на конкурсах, — например, НИОКР, где субъективная часть оценки может составлять 45%.

Минэкономразвития готовит федеральную контрактную систему (ФКС), говорит Анчишкина, в России появится правовая база для сквозного контроля госзакупок: «Не только внешнего — прокуратуры, Счетной палаты, следователей, но и внутреннего — со стороны госзаказчика и поставщика». Контроль будет тотальным — с планирования бюджета до утилизации товаров, обещает она.

Внедрять ФКС начнут уже в этом году в Воронежской, Вологодской, Калужской и Саратовской областях, продолжает Анчишкина.

В борьбе с откатами нужны две главные меры: контроль за ценами и качеством работы, говорит высокопоставленный чиновник Минфина: «За контроль цен отвечает Минэкономразвития через порядок проведения госзакупок и правила проведения госконтракта и ведомство-закупщик через конкретный тендер, но сегодня закупщик плохо проверяет качество закупки».

Евгения Письменная


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное