Новости

"Если ФАС "запретит" нам развиваться в России, мы подумаем о других рынках". Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий о последствиях принятия закона "О торговле"

Разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли законопроект "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" стал самой обсуждаемой темой среди ритейлеров в ушедшем году. Основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий уверен, что новый закон не нужен, так как сделает бизнес отечественных продуктовых сетей нерентабельным, а саму отрасль -- еще более коррумпированной.

-- Почему в правительстве считают необходимым принять закон о торговле?

-- Почему-то кто-то решил, что мы не договорились с поставщиками. Говорят, что якобы сети завышают цены на продукты, прижимают производителей. Во взаимоотношениях с покупателем розничный бизнес лежит как бы на передовой. Если плохой товар, то говорят не о том, что виноват производитель, а о том, что виновата розничная сеть. Если продавцы хамят в магазине, то не считают, что у нас в обществе проблема. Говорят, что это розничные сети виноваты. Если высокие
цены, то не говорят, что выросли цены на продовольственном рынке, а уверены, что розничные сети подняли цены. Это связано с тем, что мы являемся посредниками между производителем и конечным покупателем.

Сейчас отрасль уже регулируют 40 законов и подзаконных актов. Хочу заметить, что ни закона о производителях сантехники, ни о металлургии нет. Почему-то считается, что торговля не относится к реальному сектору экономики. Но мы реальный сектор экономики, и мы сектор экономики очень сложный.

-- Против каких норм закона больше всего возражают ритейлеры?

-- Сейчас документ еще в очень сыром виде, и мы надеемся, что в него все-таки будут внесены изменения. Я думаю, что самая тяжелая норма -- это норма доминирования. На встречах с представителями ФАС мы спрашиваем, откуда взялась норма доминирования в 15%? Нам отвечают: существуют такие ограничения по доминированию банков в отдельных странах Европы. Причем тут банки в Европе?! Во-первых, банки -- это другой вид деятельности. Во-вторых, почему бы не посмотреть, какие
ограничения введены по торговым сетям в Европе? Там нет такой нормы доминирования! Вот в городе 100 магазинов, а у тебя всего 15, как ты можешь доминировать? Мы должны согласовывать с ФАС наше развитие. А вот, например, в маленьком городке с 30 тыс. жителей я открываю один магазин и получаю сразу 30% рынка. Потом я должен получать разрешение
на открытие еще одного магазина, и с большой вероятностью мне откажут. Зато следом за мной приходит в этот город гипермаркет и получает сразу 50% рынка, ничего не согласовывая! И таких противоречий в законе миллиард, в каждой строчке.

Почему для аптек и непродуктовой розницы устанавливаются зоны доминирования -- федерация, край или область. А для продуктовых магазинов -- муниципальное образование. Почему? Все поставщики, которые жалуются на доминирование, обычно работают на регион. Мы задаем вопрос, почему нас ограничивают, а производителей нет. Например, у Colgate 40-процентная доля рынка сейчас в России. Некоторые молочные производители занимают по 50% местных рынков. Для
сравнения, Топ-5 российских ритейлеров контролирует всего не более 6-8% всего розничного рынка России. О каком доминировании розничных сетей может вообще идти речь?

-- Как может отразиться на отечественных сетях принятие этой нормы?

-- Если чиновники не дадут вырасти сетям сейчас, то к 2015 году российских игроков на рынке не останется. Все просто продадут свой бизнес. И иностранцы будут за кордоном в Куршевеле решать, ставить на полку L`Oreal или "Калину". Получится, что отрасль с оборотом в $400-500 млрд будет иностранной.

-- Минсельхоз вроде бы настаивает на законодательном регулировании цен на агропродукцию и даже подготовил об этом главу к закону о торговле...

-- Эти нормы по такому принципу написаны: обещают выколоть два глаза, а если выколют один, мы должны радоваться. Минсельхоз лучше бы следил за тем, сколько в стране сажают подсолнечника. А то выходят государственные мужи и говорят, что сельхозпроизводители цены не поднимали на масло, подняли цены сети. Начинаем разбирать вопрос: с чего бы нам вздумалось всем в сентябре месяце договориться и поднять цену? И выясняется, что конечные цены выросли потому, что
подсолнечник подорожал в два раза.

Теперь Минсельхоз хочет установить одинаковые наценки на товары. Но у крупных форматов и у мелких магазинов разная система ценообразования. Магазин у дома платит высокую арендную плату, у него дороже рабочая сила, поэтому и наценки в магазине у него выше. У гипермаркетов аренда стоит меньше. У "Азбуки вкуса" не может быть такая же цена,
как у Metro. Хотя бы потому, что "Азбука вкуса" арендует свои магазины в центре города, а Metro торгует на окраинах.

-- Получается, что производители выиграют от такого закона?

-- Производители, которые сейчас молчат, пострадают еще боьше нашего. В первую очередь, сильные производители. Потому что, когда нам припишут в каком-то регионе норму доминирования, нас заставят брать местные заводы. Это уже происходит. Например, соотношение алкоголя местного и "приезжего" в Астраханской области мы должны держать в пропорции 70 к 30. И так будет с каждой продукцией. Не важно -- хорошего качества или плохого. В этой зоне доминирования будет продаваться не то, что нужно покупателю, не лучший производитель, а то, что необходимо будет на месте закупать.

Сейчас мы определяем, какой товар ставить в сеть, а потом нам будут помогать чиновники из ФАС.

-- Герман Греф предлагал запретить работать сетевым магазинам после шести часов вечера, но в законопроект это предложение не вошло. Удалось ли ритейлерам отбиться от других ограничений?

-- Вы знаете, я был согласен с господином Грефом. Только для начала в Москве в шесть часов вечера закрыли бы все сетевые магазины, и москвичи сошли бы с ума. Это наглядно показало бы, что из себя представляет весь законопроект.

Интервью взяла Кристина Ъ-Бусько


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное