Компания PricewaterhouseCoopers представила результаты ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом -- "HR Benchmarking Survey 2007". Опросив 48 компаний и собрав данные более чем по 150 показателям, в PwC оценили вклад HR в успехи отечественного бизнеса. Выводы для российского HR более чем оптимистичные: компании, работающие в России, в среднем обгоняют своих европейских коллег по показателю отдачи от инвестиций в персонал (HC ROI). На каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, российскими компаниями было получено $2,3. Это в два раза выше, чем в Западной Европе ($1,16). Доля затрат на персонал в общих расходах компании в России в среднем составляет 15,7%, в Европе -- около 25%.
По данным PwC, объем выручки в расчете на сотрудника как в России, так и в Западной Европе находится примерно на одном уровне -- $210 тыс. и $214 тыс. в год соответственно (обследованы сопоставимые виды бизнеса). При этом среднее значение затрат компании в расчете на одного сотрудника в России почти в два раза ниже, чем в Западной Европе, и составляет $112 тыс. против $203 тыс. в год. Среднее значение доли затрат на персонал в общих расходах максимально в финансовом секторе -- 33%, минимально в энергетическом и добывающем секторах -- 5%.
В PwC также подсчитали, что в компаниях-лидерах по отдаче от инвестиций в персонал уровень текучести кадров в два раза ниже, чем у компаний с низким значением HC ROI, и составляет в среднем чуть менее 12%. При этом они на 70% чаще используют назначение на вакантные позиции внутренних кандидатов, используя кадровый резерв. Максимальный уровень текучести персонала в розничной торговле (в среднем 49%), а также в производстве и продаже товаров народного
потребления (30%). Минимальный уровень -- в энергетическом и добывающем секторах, где среднее значение не превышает 12%.
Между Россией и Европой есть и другие отличия. Так, в российских компаниях вознаграждение менеджеров, привязанное к результативности, в среднем составляет 26% от их общего денежного вознаграждения, у европейских коллег -- 11%. "Размер бонусов в России больше ввиду растущего и стремительно развивающегося рынка. Это одна из причин, почему иностранные менеджеры стремятся работать в России",-- отмечает президент Ассоциации консультантов по подбору персонала Юна
Скобликова.
А вот на обучение персонала в России пока тратят немного: по данным кадрового холдинга АНКОР, только 2-3% российских и зарубежных компаний тратят на обучение сотрудников от 5 до 10% общего размера годового бюджета. Большая часть российских (53%) и иностранных (46%) компаний расходуют на обучение персонала до 2% совокупного бюджета.
Оценка системы эффективности управления персоналом, уже внедренной во многих российских компаниях, важна, но к результатам исследования надо относиться осторожно, говорят эксперты, опрошенные "Ъ". "Мы не ставим под сомнение расчеты коллег, но нужно учитывать несколько факторов, например затраты на оплату труда, которые в России меньше,
чем в Европе. Надо учитывать и разную структуру себестоимости, в том числе наличие в исследовании сырьевых компаний. Не надо забывать и о низкой производительности труда, а без ее учета оценка эффективности инвестиций в персонал, безусловно, важная информация, но немного отвлеченная от конкретных реалий",-- говорит партнер департамента
консалтинга компании "Делойт" в СНГ Александр Забузов.
Дарья Ъ-Николаева




SIA.RU: Главное