Новости

"Транснефть" подошла ко второй очереди ВСТО. Задерживая сроки строительства первой

Вчера президент "Транснефти" Николай Токарев выступил во Владивостоке с презентацией декларации о намерениях по строительству второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО) -- участку Сковородино--Тихий океан. По словам топ-менеджера, к практической реализации второй стадии "Транснефть" готова приступить в марте. Господин Токарев сказал, что маршрут второй очереди уже в общих чертах определен. Рассматривалось два варианта маршрута ВСТО-2: южный
и северный, с разницей в 60 км. Выбор, по словам господина Токарева, был сделан в пользу более протяженного южного (1963 км), поскольку реализация северного осложнялась бы сложным рельефом.

"Первым этапом проектирования будет обоснование инвестиций -- три-четыре месяца с учетом слушаний и согласований, потом начнется подготовка ТЭО",-- поясняет источник в "Транснефти", оговариваясь, что компания не может приступить к проектированию ВСТО-2 без внесения изменений в распоряжение правительства от 31 декабря 2004 года о строительстве ВСТО.

Аналитики не понимают, чем вызвана такая спешка с началом реализации второго этапа ВСТО, особенно с учетом того, что вслед за приходом Николая Токарева в "Транснефть" было принято решение перенести срок сдачи первой очереди на год. Михаил Крутихин из RusEnergy связывает активизацию планов по строительству второй очереди с рядом факторов. "Во-первых, Китай не соглашается на коммерческие условия по поставкам "Роснефти", и нужно создать альтернативный маршрут,-- полагает аналитик.-- Во-вторых, есть сложности с железной дорогой: и по финансированию строительства
части инфраструктуры, и по тарифу. До сих пор они запрашивали по маршруту Сковородино--Тихий океан $42-48 за тонну, а это слишком высокий тариф, чтобы сделать направление привлекательным".

Выход трубопровода на максимальную мощность в 80 млн тонн, сообщил господин Токарев, возможен к 2014-2115 году. Минприроды готовит программу развития региона в целом, она должна предусмотреть поэтапное наращивание добычи нефти,-- говорит Николай Токарев.-- В привязке к этой программе будут увеличиваться и мощности ВСТО". Денис Борисов из ИФК "Солид" сомневается в заполняемости трубы без дискриминации других направлений. "Если рассматривать только заявленные проекты в Восточной Сибири, то заполнение второй очереди ВСТО с учетом сохранения существующих приоритетов, то есть поставок на Запад и заполнения трубопровода Бургас--Александруполис, выглядит маловероятным,-- говорит господин Борисов.-- Особенно если принять в расчет курс на развитие нефтепереработки на территории России". По
его мнению, заполнение возможно лишь с переброской части объемов с традиционных направлений, в первую очередь с "Дружбы", которая проходит через Белоруссию.

Сколько будет стоить вторая очередь, ни "Транснефть", ни ведомства, ни аналитики прогнозировать не берутся. Затраты на первую очередь в ходе реализации проекта были почти удвоены. Но из расчета стоимости первого этапа без учета строительства спецморнефтепорта в бухте Козьмино, утвержденной Госэкспертизой, и протяженности второй очереди
его стоимость может составить от 245 млрд руб. ($10 млрд).

Алексей Ъ-Чернышев, Владивосток; Наталья Ъ-Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное