В середине марта британский фонд Wine Asset Managers опубликовал первый в истории отчет о ситуации на рынке инвестиций в коллекционное вино. Он обнаружил, что прибыли в секторе опережают показатели западных фондовых рынков. Эксперты отмечают, что в настоящее время на фоне нестабильности финансовых рынков происходит бум так называемых
альтернативных или экзотических инвестиций, вложений в почтовые марки, предметы искусства, антиквариат, классические автомобили, редкие книги, комиксы, автографы и т. д. Впрочем, экономисты отмечают, что и в этом виде инвестиций есть свои риски.
Прибыли в вине
На фоне глобальной нестабильности фондовых рынков экономисты все чаще говорят, что отчаявшиеся инвесторы начинают задумываться об альтернативных способах вложения средств. В своем первом в истории отчете британский фонд Wine Asset Managers сообщает, что инвестиции в вино за последние семь лет приносили ежегодно 16%, опережая показатели западных фондовых бирж за тот же период. Кроме того, коллекционные вина, классифицируемые как "истощаемые активы", не
облагаются налогом на реализованные доходы от прироста стоимости активов.
Как известно, за время своего существования хорошее вино может в несколько раз вырасти в цене. Этот товар является перемещаемым активом и обладает развитым аукционным рынком. Со временем запас вина урожая определенного года истощается, увеличивая его ценность в соответствии с редкостью и спросом. Средняя ежегодная прибыль от
инвестиций в высококачественное вино составляет таким образом около 15% за пятилетний период. Кроме того, по сравнению с последними обвалами мировых фондовых рынков и скачками цен на мировое сырье рынок вина может претендовать на звание эталона стабильности.
Марка года
Занимающаяся продажей коллекционных почтовых марок компания Stanley Gibbons также надеется воспользоваться нестабильностью на финансовых рынках. В 2007 году прибыль компании уже увеличилась на 25%. А за последние три года эта компания, позиционирующая марки как альтернативную акциям инвестицию, удвоила свой товарооборот. "Сложная экономическая ситуация приводит к тому, что все больше инвесторов обращаются к нашим продуктам как средству защиты их состояния с помощью диверсификации активов",-- говорит глава компании Майкл Холл. Он утверждает, что динамика роста будет увеличиваться, поскольку все больше инвесторов задумываются о вложении денег в марки, а не в более традиционные активы вроде акций, золота и нефти. Как и в ситуации с вином, число коллекционеров дорогих марок быстро растет, а поставки редких экземпляров не успевают удовлетворять ажиотажный спрос. Майкл Холл называет вложения в марки "безопасной зоной для наличных".
Наблюдатели сходятся во мнении, что инвесторы стали рассматривать эти так называемые экзотические активы как способ снижения рисков в поисках инструментов, которые могут обеспечить резерв на случай долгосрочного рыночного спада. Учитывая приток покупателей с развивающихся рынков, эксперты ожидают, что спрос на них продолжит расти при любых условиях. Среди других популярных экзотических инвестиций наблюдатели также называют раритетные автомобили, монеты,
автографы, книги и даже комиксы.
Инвестиций без риска не бывает
Впрочем, эксперты предупреждают, что не существует абсолютно безрисковых рыночных инвестиций -- это относится и к инвестициям в альтернативные активы. Инвесторов предупреждают, что этот рынок часто обладает меньшей ликвидностью, прозрачностью и сложно регулируется. Такие инвестиции сложно оценивать и контролировать. Цены на акции или
облигации можно отследить в режиме реального времени, покупая же вина или марки, это сделать намного сложнее. Индексы цен на вина или предметы искусства уже составляют, например на винной бирже Liv-Ex или в исследовательской компании Art Market Research. Но по сравнению с биржевыми индексами, предлагающими практически полную информацию о котировках любых публичных активов, эти индексы предоставляют ограниченный спектр динамики цен, отслеживая лишь определенные вина или художественные работы, проданные на определенных аукционах. Одной из главных проблем для инвесторов стала необходимость разбираться в том, что они покупают.
Екатерина Ъ-Дударева




SIA.RU: Главное