Продажи новых электромобилей в России в мае выросли на четверть к прошлому году, до 1,1 тыс. штук, подсчитал «Автостат». Но на долю электромобилей в мае пришлось лишь 0,9%, что на 3 процентных пункта (п. п.) меньше, чем годом ранее, и на 7 п. п. ниже апрельского результата. Кроме того, в штуках этот сегмент авторынка вдвое сократился по сравнению с апрелем, когда реализация составила 2,2 тыс. новых электромобилей, но это уже было на 10,5% ниже мартовских показателей.
Сокращение продаж электромобилей в месячном выражении объясняется пересмотром с 1 апреля правил ввоза автомобилей в РФ из стран ЕАЭС. Теперь при растаможивании машин на более лояльных условиях — например, за счет более низких ставок пошлин — в одной из стран ЕАЭС в России придется доплатить утильсбор. Это свело к минимуму ценовые выгоды таких поставок. Но в части электромобилей правила оказались более жесткими и предполагают, что их обязательно нужно растаможивать только в России.
Новые правила ввоза электромобилей не скажутся на ассортименте, полагает директор департамента продаж «Рольфа» Николай Иванов. По его словам, уже сложилось понимание, какие автомобили востребованы у потребителей, и эти машины продолжают привозить в РФ. Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин также говорит, что автомобили продолжают ввозиться, а цены на них уже стабилизировались.
Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх считает, что на фоне новых правил популярные китайские электромобили будут дорожать. Но существенного сокращения ассортимента, по его словам, также не предвидится. Интерес клиентов дилер сейчас фиксирует по брендам Li, Avatr, Rising, Zeekr, HiPhi, Lotus.
По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2023 году в мире было продано почти 14 млн электромобилей и гибридов, что на 35% выше, чем годом ранее. Доля таких автомобилей на глобальном авторынке составила 18%. Основная доля продаж (почти 60%) традиционно пришлась на Китай, констатируют в IEA.
На Россию в этом объеме приходится совсем незначительная доля: по данным «Автостата», в РФ продано всего 14,1 тыс. электромобилей, что в 4,7 раза выше, чем годом ранее. То есть это около 0,15% от глобального рынка, или 1,7% от продаж в регионах, не включая Китай, США и Европу.
Несмотря на скромные объемы, российский рынок электрокаров растет ежегодно. В 2024 году этот тренд должен продолжиться. Так, по ожиданиям «Автостата», рынок электромобилей в базовом сценарии достигнет 25 тыс. штук (рост на 77%), в оптимистичном — 34 тыс. штук (в 2,4 раза), в пессимистичном — 18 тыс. штук (на 27%). Базовый прогноз НРА предполагал, что продажи в сегменте вырастут в 2,1 раза, до примерно 30 тыс. штук.
Бестселлеры среди электрокаров
Наиболее популярной маркой среди новых электромобилей в России за пять месяцев с огромным отрывом от конкурентов стал китайский Zeekr: таких машин было продано 4 тыс. штук. Это сопоставимо с продажами бренда за весь 2023 год (3,7 тыс. штук). Для сравнения, на втором месте созданный на китайских платформах российский Evolute с объемом продаж в 718 электромобилей, подсчитывал «Автостат». Далее следуют официально покинувший рынок РФ Volkswagen (700 электрокаров), «Москвич» (645 штук) и Tesla (448 штук). Эти же марки входят в топ-5 и в мае во главе с Zeekr (397 проданных электромобилей). В модельном рейтинге, как сообщили “Ъ” в «Автостате», в январе—мае лидируют Zeekr 001 (почти 2,6 тыс. электромобилей), Zeekr X (883 штуки) и «Москвич 3е» (создан на базе JAC e-JS4; 645 штук). В мае бестселлером остался Zeekr 001 (203 автомобиля), а далее следуют «Москвич 3е» (125 штук) и Zeekr X (101 автомобиль).
Наиболее же продаваемым в мире электромобилем остается Tesla Model Y. Напомним, несмотря на наличие бренда в топ-5 российского рынка электрокаров, эти автомобили в РФ официально также никогда не поставлялись. До 2023 года Tesla была самым популярным электромобилем и в России, а топ возглавляла как раз Model Y. Тогда Zeekr еще не показывал заметных объемов поставок.
Как Zeekr опередил Tesla в России
Николай Иванов говорит, что секрет популярности Zeekr по сравнению с Tesla в соотношении «цена—качество». «По цене они сопоставимы, даже Tesla иногда дороже, а по качеству отделки, набору опций, размерности, динамике и запасу хода Zeekr выглядит интереснее»,— поясняет он.
Андрей Ольховский подтверждает, что «качество материалов и необычный дизайн определили успех Zeekr». «Tesla тоже имеет относительно свежий дизайн, но эти модели выпускаются уже значительное время, и клиентам хочется что-то новое»,— отмечает он.
Обслуживание электрокаров
Читайте также:
На фоне того, что популярные в РФ электрокары не представлены на рынке официально, остро стоит проблема послепродажного обслуживания и обслуживания в целом, говорит Евгений Житнухин. Он знает о сложностях с заказом запчастей, но сейчас уже «появилось много неофициальных сервисов, которые занимаются данными брендами в плане ПО, обновлений, ремонтов кузова». «Есть четкое понимание, что с расширением дилерской сети и появлением официальных дилеров проблема будет решена,— продолжает он.— Сейчас мы уже научились обходить проблемы даже с обездвиживанием автомобиля».
Сложностей с обслуживанием электромобилей, популярных на российском рынке, таких как Lixiang, Zeekr, Tesla, Volkswagen iD4 и iD6, нет, считает Николай Иванов, в том числе и по кузовному ремонту. Сергей Мелюх также говорит, что большая часть запчастей и расходников находится в наличии.
Ольга Никитина