В опубликованном консультационном докладе по регулированию рисков кредитной концентрации банков ЦБ отмечает, что «реальная экономическая концентрация у некоторых банков неприемлемо высока — банки злоупотребляют послаблениями, а также используют регуляторный арбитраж». В частности, до конца 2024 года в отношении банков действуют послабления — они могут не объединять компании, попавшие под санкции, в группу связанных заемщиков (Н6), а также применять к ним льготный коэффициент риска 50%. Рост числа регуляторных льгот помог с рефинансированием долгов компаний после введения санкций. Однако, как отмечает регулятор, «банки стали злоупотреблять ими, используя их не только в ситуациях, когда для этого есть объективные причины, но и в своих интересах, рассчитывая на их продление».
При этом, подчеркивается в обзоре, формально сейчас все банки в секторе соблюдают нормативы концентрации, но при этом у нескольких крупных банков общая сумма экспозиции на отдельные группы связанных заемщиков сравнима с размером капитала или даже значительно превышает его.
Соблюдение нормативов в основном достигается банками за счет применения послаблений в отношении заемщиков под санкциями. Как поясняет ЦБ, «больший эффект дает именно необъединение, тогда как льготный 50% коэффициент риска оказывает несущественное влияние».
Мировая и российская практика показывают, что ситуация может измениться в любой момент,— финансовое положение компании может начать резко ухудшаться, а банк, выдавший ей значительные средства, да еще и на длительный срок просто не сможет вовремя сократить свою экспозицию, предупреждают в ЦБ.
Поэтому планируется ужесточать регулирование риска кредитной концентрации ГСЗ поэтапно до 2030 года. Первый этап предполагает завершение санкционных послаблений в конце 2024 года.
Ольга Шерункова