На фоне повышения ключевой ставки заемщики, имеющие высокую долговую нагрузку, столкнутся с проблемами.
Основные движущие силы роста экономики в первом квартале 2024 года — потребление граждан и капитальные инвестиции — вряд ли останутся стабильными на фоне вероятного скорого повышения Банком России ключевой ставки. Охлаждение экономики во втором полугодии может сопровождаться «тихим кризисом», считают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Судя по опубликованной Росстатом структуре использования ВВП в первом квартале 2024 года, движущими силами роста экономики — на 5,4% в реальном выражении при росте дефлятора до 13,4% — оказались потребление домохозяйств (рост на 6,7%) и накопление капитала (особенно капвложений — на 12,9%), реальный же объем материальных запасов снижался. В результате доля валового накопления в ВВП выросла в первом квартале 2024 года до 21,4% (19,7% год назад), доля валового накопления основного капитала — до 16,8% с 15,9%, а изменения запасов материальных оборотных средств — до 4,6% с 3,8%. Не уменьшал рост в первом квартале и чистый экспорт, а его доля выросла до 5,6% с 4,6% ВВП год назад.
Как отмечают аналитики ЦМАКП, в четвертом квартале «бросалось в глаза только одно отличие — очень существенный (больше, чем у инвестиций в основной капитал!) вклад прироста запасов. Скорее всего, это (формирование запасов "впрок", активнее обычного) — реакция компаний на начало цикла повышения процентных ставок из соображений "через месяц покупать будет дороже"», поясняли они.
Майская порция макростатистики позволила ЦБ вновь снизить градус интриги перед июльским заседанием по ставке: на форуме Банка России его зампред Алексей Заботкин отметил возросшие аргументы в пользу ее повышения до 17–18%, а глава регулятора Эльвира Набиуллина прямо заявила об отклонении от базового сценария и реализации части инфляционных рисков — 26 июля будут обсуждать лишь масштаб повышения ставки, замечают наблюдатели.
«К факторам риска для экономики РФ в ближайшие месяцы можно отнести негативную реакцию бизнеса на предстоящее повышение налоговой нагрузки, последствия нового пакета санкций США от 12 июня, сокращение добычи нефти, а также дальнейшее ужесточение денежно-кредитных условий», отмечают в ИНП РАН.
Читайте также:
Аналитики ЦМАКП замечают, что переход кредитного рынка к полноценному охлаждению пока откладывается — номинально рост кредитного портфеля банков ускорился, но из-за роста инфляции его динамика в реальном выражении замедлилась. «Это уже является признаком будущего охлаждения»,— отмечают в ЦМАКП, поясняя, что при вероятном повышении процентных ставок (вслед за ростом инфляции) «заемщики, имеющие высокую долговую нагрузку, могут столкнуться с невозможностью за счет привлечения новых заимствований покрыть выплаты по ранее накопленному долгу». Такой сценарий в центре называют «тихим кризисом», который выразится в умеренном росте просроченной задолженности по небольшим кредитам и в ряде вынужденных реструктуризаций по крупным.
Артем Чугунов