ВС корректирует практику нижестоящих инстанций из-за изменений в закон «Об исполнительном производстве». Новое регулирование с 9 января 2023 года допускает перечисление денежных средств лишь на банковский счет взыскателя, открытый в российском банке, или его казначейский счет. В пояснительной записке к законопроекту необходимость таких ограничений объяснялась борьбой с отмыванием, обналичиванием денежных средств и незаконным выводом их за рубеж. На практике же это привело к тому, что приставы стали отказываться перечислять деньги на счет представителя взыскателя по доверенности, считая, что поправки разрешают переводить средства только самому взыскателю, указанному в исполнительном листе.
Поскольку выдача доверенности на ведение некрупных дел в судах с оплатой услуг представителя за счет взысканных с ответчика денег у российских и зарубежных предпринимателей была весьма распространена, отказы приставов породили множество споров. За прошедшие полтора года единого подхода по ним не сложилось: одни суды соглашались с приставами, другие занимали сторону бизнеса, когда в доверенности прямо оговаривалось право представителя получить взысканные средства.
Наконец, в 2024 году эти споры добрались до ВС. В мае—августе в экономколлегию было передано целых пять дел об оспаривании отказа приставов перечислить деньги представителю взыскателя по доверенности.
Сами иски, по которым были взысканы денежные средства, касались в основном защиты интеллектуальной собственности. Среди истцов оказалась, например, британская Entertainment One UK Limited, интересы которой в споре с нарушителем прав на бренд «Свинка Пеппа» представлял ИП Юрий Дудченко. Доверенность позволяла ИП получить присужденные деньги, но приставы указали, что могут перечислить их только Entertainment One и только на его российский счет.
Аналогично сложилась ситуация и у KMA Concepts Limited с Сейшельских Островов и у британской Carte Blanche Greetings Limited, российские представители которых не смогли получить деньги от приставов.
Проблема коснулась и российских правообладателей.
Во всех случаях арбитражные суды удовлетворили иски бизнеса, признав отказы приставов незаконными. Решения судов региональные управления службы приставов обжаловали в ВС.
По четырем делам коллегия ВС уже вынесла решения, признав отказ приставов законным. Из опубликованных решений коллегии следует, что высшая инстанция ограничительно трактует поправки к законодательству. Так, ВС отметил, что ст. 30 закона «Об исполнительном производстве» требует указать «реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета». По мнению ВС, такая формулировка «не допускает иного истолкования нормы», реквизиты взыскателя нельзя заменить на счет его представителя. Более того, отсутствие данных российского счета взыскателя в принципе не позволяет начать работу по принудительному взысканию, считает ВС. Коллегия не давала оценку правомерности выдачи доверенности представителю, но отметила, что такая доверенность «не исключает необходимости соблюдения» норм закона.
Ян Назаренко, Анна Занина