28 октября в Госдуму был внесен законопроект, который может повысить рекламную активность банков. Согласно поправкам к Налоговому кодексу (НК), кредитные и ряд других финансовых организаций смогут признавать процентные доходы в качестве доходов от реализации. Как отмечается в пояснительной записке, сейчас НК относит для всех организаций доходы по кредитам, займам и т. п. к внереализационным. Вместе с тем, согласно кодексу, расходы на некоторые виды рекламы можно относить в затраты на сумму, не превышающую 1% от основной выручки. «Доходы в виде процентов, относящиеся к внереализационным доходам, выручку от реализации кредитных организаций в силу закона не формируют и, соответственно, в расчете лимита нормирования расходов на рекламу не участвуют»,— отмечается в документе.
Вместе с тем преобладающая часть доходов российских банков относится к процентным доходам. В частности, по данным ЦБ, в предыдущие четыре года чистые процентные доходы превосходили чистые комиссионные доходы банков в 2,6–3,1 раза. Причем с 2020 по 2023 год чистые процентные доходы выросли с 3,54 трлн руб. до 6 трлн руб. В результате формирование расходов на рекламу осуществляется от деятельности, которая не является основной для банков. В частности, значительная часть расходов «на призы, бонусы и иные вознаграждения, вручаемые победителям рекламных акций, не может быть признана в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль», отмечается в пояснительной записке. Кроме того, необходимость «популяризации и доведения до населения новых разрабатываемых участниками рынка способов защиты финансовых вложений и противодействия мошенничеству» требует увеличения рекламных бюджетов банков.
Юристы обращают внимание, что данный законопроект связан с особенностями учета доходов и расходов, существующих в настоящее время. В частности, они отмечают, что расходы на рекламу являются нормируемыми.
Максим Буйлов, Юрий Литвиненко