По итогам октября объем рынка краудлендинга составил 2,24 млрд руб., следует из данных Ассоциации операторов инвестиционных платформ (АОИП). По итогам отчетного месяца сегмент не показал снижения, которое демонстрировал в предыдущие месяцы. Впрочем, и от показателя прошлого года (2,45 млрд руб.) рынок пока отстает. Слабая конъюнктура рынка связана в первую очередь с тем, что инвесторы «обращают свое внимание на депозитные инструменты», отмечает исполнительный директор АОИП Кирилл Косминский. Кроме того, инвестплатформы более консервативно подходят к оценке заемщиков и проектов.
Краудлендинг, как и другие сегменты финансового рынка, ищет способы адаптации к новым рыночным условиям, чтобы избежать значительного падения объемов и не увеличивать риски инвесторов. Основными клиентами площадок являются предприятия из сферы услуг и торговли, нуждающиеся в оборотных средствах. И число субъектов МСП, регистрирующихся на платформах в статусе заемщиков растет в течение всего года, говорит управляющий партнер платформы «Мани Френдс» Юрий Колесников. «Однако и количество отказов в размещении инвестпредложений на платформах также увеличилось. Это связано как с ужесточением требований к заемщикам со стороны платформ, так и с ухудшения качества заемщиков»,— признает он.
При этом изменения условий займов должны нивелировать риски дефолтов. Так, ставки на рынке краудлендинга растут вслед за ключевой и в настоящее время находятся в диапазоне 28–40% годовых. Одновременно сокращаются сроки займов. Сегодня они в основном привлекаются не на 6–18 месяцев, как раньше, а на 3–12 месяцев, рассказывает господин Колесников.