Темпы роста российского рынка digital-услуг в 2025 году могут замедлиться до 10–15% против 29% в 2024 году, следует из данных исследования аналитического агентства «Рейтинг Рунета». Так, совокупная выручка digital-подрядчиков за услуги в 2025 году может достигнуть 115 млрд руб., в 2024 году ее оценивали в 99,2 млрд руб. На снижение темпов роста оказывает влияние сокращение затрат на digital-услуги, за первое полугодие 2025 года — на 5–10%, считают в компании. В исследовании учитывались данные об услугах в области разработки и поддержки программных продуктов, дизайна, рекламы и маркетинга на основе данных 88 тыс. проектов для 56 тыс. заказчиков (собственные данные агентства).
«Сжимается потребительский сектор экономики, на долю которого приходится значительная часть услуг. Высокая ключевая ставка ЦБ и дорогое кредитование ограничивают возможности для инвестиций в развитие и расширение, а высокие ставки по вкладам удерживают те деньги, которые могли бы быть потрачены на услуги и товары самого бизнеса»,— поясняет операционный директор «Рейтинга Рунета» Анатолий Денисов. Он добавляет, что на снижение затрат также оказывают влияние развитие искусственного интеллекта (ИИ) и повышение стоимости услуг из-за введения новых налогов на отрасль, таких как сбор 3% с интернет-рекламы. ИИ, в свою очередь, уже позволяет компаниям выполнять определенные задачи без посредников.
В 2024 году наибольшая доля выручки пришлась на подрядчиков в категориях «Разработка и интеграция программных продуктов» — 41,1 млрд руб. (+15%), «Реклама и трафик» — 33,9 млрд руб. (+37%), «Коммуникации» — 8,5 млрд руб. (+70%), «Брендинг и дизайн» — 3,8 млрд руб. (+52%) и «Аутстаффинг» — 12 млрд руб. (+43%). Общее число заказчиков составило 45,5 тыс., что на 12,5% больше по сравнению с 2023 годом. В основном за услугами обращались компании из таких сфер, как торговля, строительство и ремонт, IT, медицина и авто.
Замедление темпов роста отрасли подтверждают и в digital-агентстве D-Agency. «Ключевая ставка сильно влияет на инвестиции в новые продукты и продвижение текущих. Сильно удлинились закупочные циклы и комплаенс, начался жесткий контроль эффективности»,— поясняет гендиректор агентства Игорь Демидов.
Варвара Полонская




SIA.RU: Главное