По данным на 1 сентября 2025 года, в России работали 853 юридических лица, занимающихся производством обуви. За год эта отрасль потеряла 134 (13,5%) игрока, подсчитали в «Контур. Фокусе». Темпы регистрации новых бизнесов в этой сфере снижаются: если в январе—августе 2024 года на рынке появилось 58 новых производителей, то за восемь месяцев 2025-го — только 16. За этот же период с рынка ушли 120 производителей обуви — в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Прекращают работу в том числе большие предприятия с историей. Так, в конце прошлого года сообщалось о закрытии обувных фабрик челябинской компании «Юничел» в Златоусте и Оренбурге, а в Брянске примерно в то же время закрылась фабрика Francesco Donni (АО «Стелла Плюс»), проработавшая 25 лет. Это сказывается на объемах выпуска обуви в стране: он уменьшился на 28% за восемь месяцев 2025 года, пишет ProFashion со ссылкой на Росстат.
Наибольшее число обувных производств сконцентрировано в Москве и Московской области, отмечают аналитики. По данным на 1 сентября 2025 года, в столице было зарегистрировано 132 юрлица, указавших производство обуви основным видом деятельности, а в Подмосковье — 71. В этих же регионах фиксируется наибольшее количество закрытий бизнесов за год: в Москве производителей стало меньше на 37,7%, в области — на 34,2%.
Среди регионов—лидеров по числу зарегистрированных производителей обуви аналитики также перечисляют Санкт-Петербург (52 юрлица, минус 3,7% год к году), Ростовскую область (49 юрлиц, минус 7,55%), Дагестан (42 компании, минус 2,33%). Невысокими темпами, но растет число зарегистрированных обувных производств в Тульской (всего 24, за год прибавилось 3) и Ярославской (всего 23 компании, за год зарегистрирована 1 новая) областях.
Падает и медианная выручка производителей. Так, по данным Точка-банка, по итогам 2024 года показатель составил чуть более 12 млн руб. в год против 12,4 млн руб. годом ранее (минус 4%). «Но если учесть, что покупательная способность денег за это время изменилась, то с учетом инфляции верно будет сказать, что медианная выручка в 2024 году на 12% меньше, чем в 2023-м»,— отмечают аналитики.
На обувные производства, как и на другой бизнес, давят общеэкономические факторы: санкции, рост стоимости сырья и конкуренция с импортом. Однако резкое снижение числа регистраций новых юрлиц и большое количество ликвидаций еще не говорят о кризисе в отрасли.
Читайте также:
За последние несколько лет власти усилили борьбу с контрафактом, в том числе посредством системы маркировки, внедренной в обувной отрасли в 2020 году. В итоге с рынка ушло большое количество фиктивных производителей. Однако их до сих пор продолжают выявлять в большом количестве. Например, в начале лета «Известия» со ссылкой на Минпромторг писали, что за несколько месяцев вокруг московского рынка «Садовод» нашли около 200 таких компаний. Они были зарегистрированы как фабрики, но фактически там просто переклеивали ярлыки на ввезенном товаре.
Сокращается и число юрлиц, занимающихся продажей обуви. На 1 сентября в России действовало 1521 предприятие, указавшее основным видом деятельности оптовую или розничную торговлю обувью, подсчитали в «Контур. Фокусе». Это на 9,2% меньше, чем годом ранее.
Виктория Колганова

SIA.RU: Главное