Менее 20% российских аэропортов запустили мобильные приложения, киоски для самостоятельной регистрации, проход по электронному посадочному талону или автоматический прием и обработку багажа. В большинстве своем доминирует ручной труд и аналоговые инструменты, показал опрос ORS. Главными причинами участники рынка называют административные барьеры, дефицит специалистов и риски для безопасности при сбоях. Эксперты считают, что с ростом издержек на поддержание парка спецтехники улучшение пассажирского опыта останется доступным лишь крупным аэропортам.
В российских аэропортах наблюдается «тревожно низкий» уровень автоматизации сервисов, влияющих на пассажирский опыт, скорость обслуживания перевозчиков или мониторинг потоков внутри терминалов. Об этом говорится в исследовании разработчика авиационных IT-решений ORS (есть у “Ъ”). Компания провела опрос среди топ-менеджеров 57 аэропортов во всех федеральных округах, обслуживающих 64% пассажиропотока РФ.
Всего в реестре Росавиации 91 аэропорт федерального значения, 41 может принимать международные рейсы. Из них около 30 аэропортов имеют ежегодный пассажиропоток от 1 млн человек.
В частности, интерактивные киоски самостоятельной регистрации и посадка на рейс с мобильными посадочными талонами есть только в 20% аэропортов. Только у пятой части аэропортов есть те или иные мобильные приложения с онлайн-табло, push-уведомлениями о смене гейта или брони парковок. Автообработка багажа и управление его погрузкой, которое ускоряет процесс и минимизирует число ошибок, есть также в 20% аэропортов. Система безопасности и видеонаблюдения с отслеживанием пассажиропотока с помощью ИИ есть только у 16%. В остальных процессах интеграция технологий происходит еще медленнее.
Авторы исследования добавляют, что процесс внедрения цифровых технологий зачастую ограничивается внешними интерфейсами, тогда как внутренняя инфраструктура и архитектура данных остаются устаревшими и фрагментированными.
Главной причиной недостаточной автоматизации две трети аэропортов назвали сложности интеграции с существующими системами. Еще в 50% случаев респонденты пожаловались на отсутствие единой стратегии, тогда как точечные решения не складываются в экосистему.
Более трети также сообщили, что развитие тормозит нехватка квалифицированных специалистов и регуляторные барьеры. Аэропорты, поясняют авторы, не допускают ИИ и автоматизированные системы к критическим операциям, опасаясь инцидентов. Центральной проблемой, заключают в ORS, остается неопределенность ответственности: «Без четкой нормативной базы при сбое будет непонятно, кто виноват — разработчик, оператор или регулятор». Финансовые ограничения как фактор замедления развития технологий назвали в 25% аэропортов.
Айгуль Абдуллина




SIA.RU: Главное