Правила игры
перестала понимать руководитель отдела финансов Лиза Ъ-Голикова
Как-то за обедом мой знакомый, услышав, что я когда-нибудь планирую продать свой автомобиль, позвонил по телефону своим знакомым со словами: "Слушайте, тут машина продается, сегодня можно посмотреть". Мне оставалось только, раскрыв рот от удивления, сказать, за сколько. Я назвала какую-то цифру. Вот так неожиданно началась покупка моего нового автомобиля.
Знакомые мне разъяснили, что за полную стоимость, которая выставлена на стендах в автосалонах, автомобили никто не покупает. Дилеры делают скидки, размер которых зависит, наверное, от напора покупателя и реакции продавца. Цена, предложенная одним из дилеров через 15 минут интеллигентного торга, меня вполне устроила. Заключив договор о
покупке машины, кредитный договор с банком и оформив страховку, я ждала получения авто. А только что мне позвонил менеджер автосалона и сообщил, что я должна доплатить за нее еще определенную сумму. Якобы он ошибся при составлении договора. Я ответила, что денег у меня больше нет. Он не понял. "Слушайте,-- сказал он мне так, будто речь
шла не о десятках тысяч рублей, а о покупке куска мыла,-- нужно просто приехать и заплатить деньги в кассу, много времени у вас это не займет".
У меня складывается ощущение, что в какой-то момент люди перестали чувствовать деньги. Вот, например, мы пишем статью про то, что один из девелоперов реализовывает проект, сумма инвестиций -- $1 млрд. Такая вот круглая цифра, которая почему-то стала мерилом журналистских ценностей. Все, что больше миллиарда, отписывается, более скромные проекты -- нет. Деньги не чувствуют банкиры, вознаграждения которых давно опережают эффективность банковского бизнеса. Или турагентства, которые по телефону называют одну стоимость тура, а через два часа у себя в офисе перед оплатой путевок
она неожиданно изменяется на 20%. Создается какая-то иллюзия, что деньги -- это просто так, цифры. Больше, меньше -- какая разница?
Не потому ли -- мне просто интересно -- у нас зашкаливает инфляция? Деньги перестали чувствовать все
-- не только менеджеры автосалонов, туроператоры и журналисты. Еще и государство.
Экономисты про это говорят, что вернуть ситуацию в нормальное русло может только кризис. Только обесценение сбережений и падение стоимости активов могут вернуть способность чувствовать деньги. Даже бизнесмены боятся, но ждут кризиса. Первые несколько месяцев будет тяжело, но потом ощущение денег будет равно их стоимости, что в конечном счете нормализует бизнес и быт. Еще на несколько лет.




SIA.RU: Главное