Новости

Нефтяники стирают госграницы. Государственные компании активизируют мировую экспансию

Вчера Ernst & Young опубликовала отчет "Национальные нефтяные компании -- это новые международные нефтяные компании?". В нем аналитики отмечают, что за последние пять лет акции нефтегазовых госкомпаний росли гораздо быстрее бумаг международных компаний этого сектора.

По мнению аналитиков, госкомпании активнее, чем международные, идут на риск -- от инвестиций в страны высокого риска
до более рискованных геологоразведочных проектов. Во многих странах госкомпании получают преимущество, так как зачастую могут предоставить стране, в которой они работают, более выгодные дополнительные условия: в пример приводятся дополнительные инвестиции в железнодорожную и энергетическую инфраструктуру, которые пообещала Казахстану китайская CNPC при покупке PetroKazakhstan в 2005 году. А международные компании могут не согласиться на такие вложения, считая
их обязанностью государства. Ernst & Young отмечает, что госкомпании все охотнее заключают альянсы между собой, в том числе обусловленные и наличием общего опыта пребывания в госсобственности. Пример тому, общие инвестиции госкомпаний Венесуэлы и Ирана ($4 млрд в разработку пояса Ориноко).

Аналитики также выделяют ряд проблем, с которыми столкнутся в будущем нефтяные госкомпании. Первая -- конфликт между коммерческими интересами компании и ее политической миссией, что в случае с частично приватизированными компаниями усложняется наличием государственных и частных акционеров. Другая проблема -- риск противодействия по политическим мотивам со стороны правительств тех стран, где госкомпания хочет работать.

"Мне кажется, давно пора делить компании не на государственные и частные, а на компании, владеющие запасами на территории тех стран, где проживают основные акционеры, и на тех, кто ими не владеет,-- говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.-- И их зарубежная стратегия определяется тем, чего не хватает: компании, не владеющие запасами, пытаются любой ценой получить доступ к добычным активам за рубежом, а владеющие -- получить за рубежом активы в переработке и доступ к прямому потребителю". Российские компании, добавляет он, независимо от того, государственные они или частные, как собственники ресурсов преследуют одну стратегию -- увеличение своей доли в активах в переработке и маркетинге. ""Газпром" -- наиболее яркий пример зарубежной экспансии
с его лозунгом "Go global!". ЛУКОЙЛ традиционно имеет и добычу, и переработку, и сбыт за рубежом. К этому же стремятся и "Роснефть", и "Газпром нефть", и "Татнефть",-- соглашается Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог".-- Это не мода, а способ выживания, и, как мы знаем, одна из причин корпоративного конфликта в ТНК-BP".

По мнению господина Нестерова, "из стран-реципиентов развивающиеся страны менее щепетильны в части проникновения российских госкомпаний, тогда как развитые страны предпочитают частных партнеров". Господин Симонов считает, что приставка "гос" мешает российским компаниям на европейских рынках, но помогает на азиатских.

Наталья Ъ-Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное