Новости

Просроченные долги пустили в перепродажу. Коллекторское агентство решило продать должное коллегам

Впервые в российской практике коллекторское агентство отказалось вести работу с купленным у банка долговым портфелем и выставило его на продажу. Национальное агентство по сбору платежей (НАСП) предложило другим коллекторам поучаствовать в тендере на свой долговой портфель.

В распоряжении "Ъ" оказалось извещение о проведении торгов по уступке требования по кредитным договорам с просроченной задолженностью, распространенное НАСП среди коллекторских агентств. Агентствам предлагается принять участие в тендере и купить долговой портфель, приобретенный ранее у одного из коммерческих банков. В основном портфель состоит из задолженностей по автокредитам физических лиц. Просрочка по всем кредитам составляет более 360 дней, общая сумма задолженности - более $215 тыс.

Для российских участников рынка коллекторских услуг такое предложение оказалось новостью. По их словам, еще ни одно коллекторское агентство не выставляло на продажу неотработанный портфель. "Были случаи, когда после работы с портфелем агентства понимали, что часть его переоценили, и пытались перепродать,- говорит генеральный директор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.- Но если портфель действительно не отработан, то возникает вопрос, зачем было его покупать".

По мнению участников рынка, продажа агентством неотработанных долгов может означать, что у НАСП возникли проблемы с ликвидностью. "Возможно, у агентства просто нет денег, чтобы обслуживать этот портфель",- полагает генеральный директор коллекторской компании ЭОС Мариуш Клоска.

Перепродажа портфеля агентством может говорить о неспособности небольших коллекторских агентств угнаться за развитием рынка. "Рынок будет развиваться путем поглощений крупными агентствами мелких и через банкротства небольших компаний",- уверен Мариуш Клоска.

Переуступка прав требования задолженностей в третьи руки может негативно сказаться на имидже банка, продавшего свой портфель, считают банкиры. "Банки внимательно относятся к выбору коллекторского агентства для продажи или передачи портфеля на аутсорсинг,- говорит старший вице-президент по рознице Связь-банка Аркадий Комягинский.- Им важно, чтобы репутация банка не пострадала от грубых действий коллектора. В случае перепродажи банк теряет контроль над репутационными рисками". По мнению главы кредитно-рискового управления департамента по работе с частными клиентами Ситибанка Вевека Бали, банк вряд ли и станет отдавать свои долги на аутсорсинг коллекторскому агентству, не собирающемуся самостоятельно отрабатывать свой портфель.


Юлия Ъ-Шалимова

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное