Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" определено, что целью создания турзоны является развитие туризма и санаторно-курортной сферы. Кроме того, законодательно закреплены особенности создания и функционирования турзон. Турзона может располагаться на территории нескольких муниципальных образований и /или/ включать в себя полностью территорию какого-либо территориального образования. На территории турзоны на момент ее создания допускается размещение объектов жилищного фонда. Разрешается разработка месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и используемых для лечения и профилактики заболеваний, промышленный розлив минеральных вод. На момент создания турзоны земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении и /или/ пользовании граждан и юридических лиц. На момент создания турзоны на земельных cg ab* e, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в частной собственности. Не определены ограничения по площади турзоны. Земельные участки, образующие турзону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.
В законе закреплен статус резидентов турзоны, которыми признаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации /за исключением унитарных предприятий/, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена турзона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Для резидентов турзоны установлены определенные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций на 4 проц зачисляемого в бюджет субъекта РФ, снятие ограничений по переносу убытков на будущий период, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет с момента регистрации.
Однако таможенный режим свободной таможенной зоны на резидентов турзоны не распространяется.
Управление турзонами возлагается на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы, а также управляющую компанию - ОАО "Особые экономические зоны".
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию турзоны создается наблюдательный совет.
Прием заявок на создание особых турзон осуществлялся с 1 августа по 25 сентября 2006 г. За этот период в Минэкономразвития РФ поступили 28 заявок на создание турзон.
При вскрытии конвертов, которое состоялось на заседании конкурсной комиссии 26 сентября 2006 г, к конкурсным процедурам были допущены 18 заявок. 10 заявок были отклонены в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации.
Допущенные к конкурсным процедурам заявки были рассмотрены и оценены членами экспертного совета, образованного при конкурсной комиссии, в соответствии с положением об экспертном совете, утвержденным приказом Минэкономразвития России.
23 ноября и 6 декабря 2006 г состоялись заседания конкурсной комиссии по отбору заявок на создание турзон, на которых были определены победители конкурса - заявки, набравшие максимальное количество баллов по совокупной взвешенной оценке, определяемой в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Члены конкурсной комиссии согласились с выводами экспертного совета и признали победителями конкурса заявки, представленные администрацией Краснодарского края, правительством Ставропольского края, администрацией Иркутской области, Правительством Республики Бурятия, администрацией Алтайского края, Правительством Республики Алтай, правительством Калининградской области.
Анализ представленных проектов создания турзон позволяет провести их "мягкую специализацию": в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм, в Республике Бурятия - горнолыжный и экологический туризм, в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в Республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный туризм. Создание турзон в Краснодарском крае и в Калининградской области имеет целью развитие пляжного туризма на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационного с бальнеологическим направлением.
Реализацию ряда проектов целесообразно осуществлять в рамках общей концепции развития географически близких территорий, что позволит получить максимальный экономический эффект. Это относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал /Иркутская область и Республика Бурятия/ и Алтая /Алтайский край и Республика Алтай/. Создание турзон на этих территориях позволит увеличить срок пребывания туристов в этих местностях, за счет многообразия туристских маршрутов и различных предоставляемых услуг.
Особенностью функционирования турзон, создаваемых в Южном федеральном округе, являются различные направления их деятельности: Краснодарский край - центр пляжного туризма в РФ, а Ставропольский край - бальнеологический курорт. Однако объединение рекреационных программ турзон может дать мультипликативный эффект не только с экономической стороны, но и способствовать внесению достойного вклада в сохранение здоровья населения.
Функционирование турзоны в Калининградской области может стать своеобразным индикатором качества представляемых турзонами на территории национальных парков, усилит контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти над использованием особо охраняемых природных территорий.
Представленные проекты регионов по созданию турзон не конкурируют между собой в сфере туристско-рекреационной деятельности, а удачно дополняют друг друга.
Функционирование отдельных турзон на Алтае и Байкале в рамках единой концепции развития туризма и рекреации расширит рынки продукции и услуг для туристического сектора, а также будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса на этих территориях, развитию оздоровительного и санаторно-курортного комплекса.
Координация деятельности регионов позволит снизить некоторые издержки по управлению туристическими потоками.
В дополнение к основной специализации курортов, будут активно развиваться сопутствующие виды туризма, управление и развитие которых из единого центра позволит скоординировать эту работу более эффективно.
По мнению Минэкономразвития, представляется возможным создать координационные советы по разработке единых концепций создания и управления турзонами на предлагаемых территориях и подписанию соответствующих соглашений с субъектами РФ.
Прайм-ТАСС 18.01.2007




SIA.RU: Главное