Сегодня на заседание межведомственной комиссии при Минтрансе будут вынесены критерии отбора авиакомпаний на международные направления. "Ъ" удалось ознакомиться с проектом предложения. Предлагаются шесть ключевых критериев отбора и балльная система за каждый. Максимальное количество баллов (20) дается перевозчику при отсутствии у него замечаний относительно безопасности полетов. Максимально регулярным компаниям Минтранс готов был дать 10 баллов, регулярность 90-100% обеспечивает 9 баллов, ниже 90% -- ноль. Пять баллов дается за отсутствие просроченной задолженности в бюджет, столько же -- за сертификат IATA по аудиту эксплуатационной безопасности полетов. Пять баллов получат те, кто использует отечественные самолеты (Ту-204/214, SSJ и Ан-148). Пять балов вычитается при аффилированности с существующим назначенным перевозчиком.
Первый вариант критериев стал известен в марте, и с тех пор они принципиально не изменились. Основные параметры, которыми были недовольны перевозчики, остались. Это в первую очередь незначительный вычет за аффилированность с назначенным перевозчиком, которым в основном по Европе является "Аэрофлот".
По мнению главы Infomost Бориса Рыбака, аффилированность должна либо полностью исключать участие компании в конкурсе, либо вычитать 50 баллов. В целом он называет предложенную систему критериев никакой, полагая, что они "очевидно на руку "Аэрофлоту" и почти полностью исключают возможности для других авиакомпаний".
Дочерние структуры "Аэрофлота" уже участвуют в либерализации полетов в Европу. Так, авиакомпания "Россия" получила статус второго назначенного перевозчика на линии Москва--Ницца, что вызвало возмущение участников рынка и ФАС. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин потребовал пересмотреть данное решение под угрозой возбуждения дела об ограничении конкуренции, но Минтранс претензии ФАС проигнорировал. Участники рынка предпочитают предложения Минтранса не комментировать. В "Трансаэро" уверяют, что не видели их. В "Сибири" держат паузу до утверждения критериев. Неофициально в компаниях говорят, что пытались обсуждать с Минтрансом критерии. Но, как следует из документа, комиссия дополнительно рассмотрит только предложение "Аэрофлота".
Компания хочет внести в критерии величину налоговых поступлений, число перевезенных пассажиров и развитость маршрутной сети, средний возраст парка и наличие жалоб пассажиров, а также "участие в инициировании дополнительных международных прав".
Заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский считает, что Минтранс и "Аэрофлот" "вполне можно понять, особенно в свете состоявшейся в прошлом году передачи "Аэрофлоту" пяти авиакомпаний "Ростехнологий"". Но, добавляет эксперт, правительство должно быть последовательным в практике проведения либерализации воздушного сообщения, максимально приближаясь к принципу открытого неба.
Следующие кандидаты на либерализацию -- Швейцария, страны Скандинавии, Турция и Чехия. Здесь назначенным перевозчиком с российской стороны также является "Аэрофлот".




SIA.RU: Главное