Новости

Военторг окончен. Анатолия Сердюкова вернули к мирной жизни

Увольнение Анатолия Сердюкова -- уже второе министерское увольнение за последний месяц -- самое громкое кадровое решение в кабинете министров за последний год. Поста лишился не просто министр обороны, но и член команды президента, чиновник, считавшийся непотопляемым. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил вчера, что "решение об освобождении от должности Сердюкова именно принято президентом", а "назначение Шойгу на должность министра обороны президент осуществил по рекомендации председателя правительства".

Военно-семейное сообщество

Непосредственным поводом для отставки министра послужили предварительные результаты расследования пяти уголовных дел, которые в своем производстве недавно объединило Главное военное следственное управление СКР. По версии следствия, речь идет о должностных злоупотреблениях и мошенничестве в особо крупных размерах, совершенных организованной группой военных чиновников и коммерсантов, аффилированных с ОАО "Оборонсервис". Действия группы в перспективе могут быть квалифицированы по ст. 210 УК (организация преступного сообщества или участие в нем).

Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ и ФСБ начали разбираться в махинациях с недвижимостью Минобороны еще полтора года назад. В результате было установлено, что десятки объектов военного ведомства были признаны чиновниками непрофильными активами и проданы коммерсантам по ценам, значительно ниже рыночных. Среди них оказались здание на Смоленском бульваре Москвы и земли ОАО "31-й Государственный проектный институт спецстроительства" и акции этого института (ущерб оценивается в 160 млн руб.), комплекс зданий Главного управления обустройства войск Минобороны в Большом Предтеченском переулке, проданного за 700 млн руб., гостиница "Союз" с земельным участком под ней на Университетском проспекте столицы, а также земли в подмосковных Горках-10 и Темрюкском районе Краснодарского края, принадлежавшие Окружному материальному складу Московского округа военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. На месте последних объектов перед продажей за счет средств Минобороны были построены коттеджные поселки. Ушла же недвижимость коммерсантам как пустующая земля. Всего, по предварительным данным (соответствующая экспертиза еще не завершена), ущерб от этих сделок мог превысить 3 млрд руб.

Сделки от имени структур ОАО "Оборонсервиса", по версии следствия, осуществлялись через ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт"", который впоследствии был переименован в ООО "Мира". В феврале этого года при получении отката в 18 млн руб. за продажу по заниженной стоимости зданий четырех бывших магазинов "Военторг" в Самаре была задержана гендиректор "Эксперта" Екатерина Сметанова. Однако обвинение ей по этому эпизоду так и не предъявили.

Новое развитие расследование получило в октябре этого года, когда на откате в 3 млн руб. за продажу земель Минобороны в ближнем Подмосковье попался приемник госпожи Сметановой исполняющий обязанности руководителя "Миры" Дмитрий Митяев.

По словам господина Митяева и десятка свидетелей из числа участвовавших в сделках чиновников Минобороны и коммерсантов, едва ли не каждый из объектов по заниженной цене "уходил" в частные руки за откаты в размере от 5% до 10% его стоимости. "Своим" же земля доставалась и вовсе даром. Так, например, в 2009 году Минобороны получило в собственность под строительство РЛС и других объектов (в связи с предстоящим перебазированием кораблей Черноморского флота) участки земли в водоохранной зоне Черного моря недалеко от Анапы. Сейчас эти участки активно застраиваются. Одним из застройщиков, по оперативным данным, выступает муж сестры господина Сердюкова Галины Валерий Пузиков.

Министр, который никому не нравился

По словам источников "Ъ" в Кремле, политическое решение об отставке Анатолия Сердюкова было принято еще в начале сентября. "Недовольство президента и премьера росло давно, однако до стадии открытых конфликтов не доходило,-- признается один из собеседников "Ъ".-- Причин же для отставок было достаточно и без дела "Оборонсервиса"". Во-первых, несмотря на обещания Анатолия Сердюкова безукоризненно исполнить гособоронзаказ и 2011-го, и 2012 годов, Владимиру Путину оба раза пришлось лично вмешиваться в процесс заключения контрактов. Во-вторых, поручение Владимира Путина, находившегося на посту премьера, до президентских выборов в марте 2012 года решить проблему с жильем военных, сделать это так и не удалось. "Становилось понятно, что промахи Сердюкова напрямую проецируются на Владимира Путина",-- отмечает кремлевский чиновник.

Министр обороны буквально коллекционировал конфликты. Среди внутриведомственных последних особенно громким оказалось увольнение замминистра Михаила Мокрецова, поспорившего с господином Сердюковым в вопросах распределения средств под гособоронзаказ.

Куда больше шума наделали споры с коллегами по правительству. Вице-премьер Дмитрий Рогозин вчера признал, что между ним и Анатолием Сердюковым присутствовал профессиональный, но не личный конфликт. Основная претензия к работе ведомства Анатолия Сердюкова заключается, по словам вице-премьера, в том, что многие решения по гособоронзаказу пересматривались несколько раз. "Мы хотим, чтобы отношения между заказчиком в лице министерства и оборонной промышленностью не выглядели как отношения случайно проходившего мимо магазина человека с мыслями: "Дай куплю. А если нет, куплю где-то за границей"",-- сказал Дмитрий Рогозин.

Не лучшим образом у бывшего министра обороны обстояли отношения и с Минфином: военному ведомству постоянно требовались дополнительные средства на ряд программ, например, для обеспечения военнослужащих жильем или выплаты пособий. "Силуанов просто менее публичен, чем Кудрин, он не выступает с открытой критикой Сердюкова,-- говорит собеседник "Ъ".-- Однако на большинство просьб Сердюкова о выделении дополнительных средств почти всегда следовал отказ".

Гражданские успехи на военном поприще

Между тем именно решение финансовых вопросов господин Сердюков мог считать своей заслугой. В 2007 году, сразу после своего назначения министром обороны, он четко разграничил полномочия в ведомстве. "Сердюков не мог понять все тонкости военной составляющей, да и не стремился,-- говорит источник "Ъ" в центральном аппарате Минобороны,-- а вот управление и консолидация финансовых потоков волновали его гораздо больше". При господине Сердюкове в министерстве были сформированы "два ствола": военный, де-факто подконтрольный Генштабу, и финансово-экономический, замкнутый на министре. Чтобы взять средства под контроль, Анатолий Сердюков сформировал свою команду "гражданских".

Изменения коснулись не только центрального аппарата (в котором количество невоенного персонала возросло с 13% до 46%), но и руководства ведомства -- на ключевых позициях оказались наиболее доверенные и лояльные министру люди, знакомые ему по работе в налоговых органах.

Именно создание "Оборонсервиса", по словам собеседников "Ъ", Анатолий Сердюков приравнивал к личной победе. "Идея заключалась в том, чтобы максимально обеспечить военнослужащим условия для боевой подготовки и отработки реальных навыков,-- отмечает один из них.-- Сердюков считал, что надо все обслуживающие функции вывести из штата ведомства, создать акционерные общества, а уже после привлекать для работ". Структура получилась внушительной: в "Оборонсервис" были включены девять профильных субхолдингов, в которых находился 271 дочерний холдинг. "Многие функции у тыловых войск были отобраны. Теперь в каждой бригаде есть сервисные гражданские организации, которые ремонтируют технику",-- отметил собеседник "Ъ".

На отдельном контроле у министра были операции по избавлению от непрофильных активов, находившихся на балансе ведомства.

При Анатолии Сердюкове была кардинально изменена система закупок вооружений и принята беспрецедентная по объемам государственная программа вооружений до 2020 года объемом в 19 трлн руб. Причем гособоронзаказ 2011 года стал историческим: впервые военное ведомство выделило на закупку вооружений из бюджета 581,5 млрд руб., а еще 168 млрд привлекали за счет кредитов. Тогда же по приказу Анатолия Сердюкова были созданы специальные контрольные органы: департамент ценообразования и "Рособоронпоставка". Последняя должна была снижать цену изделий за счет проведения торгов.

В совершенно ином ключе начали производиться закупки вооружений. Закупка иностранной военной техники приобрела небывалые масштабы.

Новый министр со старыми задачами

Вчера премьер Дмитрий Медведев выразил надежду, что новый министр обороны продолжит преобразования в вооруженных силах: "Он опытный руководитель, который создал хорошо работающую систему МЧС". Отметим, что Сергей Шойгу за время своей карьеры в МЧС активно взаимодействовал с военными: еще в 1991 году к военному ведомству присоединили около 20 тыс. военнослужащих гражданской обороны, а впоследствии в МЧС появились военные летчики, базирующиеся в Жуковском, военные водолазы и офицеры-саперы. Не чужды ему проблемы закупок техники за рубежом -- для нужд МЧС во второй половине 1990-х годов были куплены вертолеты ВО-105 (Германия) и БК-117 (Франция). Не прекращалась реформа МЧС и в 2000-х годах. Об этом "Ъ" рассказал сам Сергей Шойгу накануне своего вступления в должность губернатора Московской области: за последние десять лет "военная составляющая в министерстве сократилась в 3,5 раза".

Взгляды господ Сердюкова и Шойгу на структуру Минобороны часто расходились, отмечает источник "Ъ" в военном ведомстве. "Как только было объявлено, что институты прапорщиков и мичманов будут упразднены, Шойгу эту идею высмеял. По его мнению, это не было необходимым",-- говорит собеседник "Ъ". Бывали и другие конфликты. Ряд участников состоявшегося в сентябре заседания совета ЦФО (в него входят руководители регионов округа) рассказали "Ъ", что на этом заседании именно Сергей Шойгу устроил "публичный разнос" представителю Минобороны из-за катастрофического состояния военных городков, которые Минобороны было поручено со второго квартала 2012 года передать в ведение субъектов федерации в пригодном к эксплуатации состоянии и с финансовым обеспечением на их содержание. В Центральном округе таких объектов более 4,5 тыс., из них около 40% находится в Московской области. Возмутившись заверениями военного чиновника, что проблема решена, господин Шойгу в ярости заявил, что военные городки не готовы к отопительному сезону и деньги на их содержание министерство, вопреки указу президента, Московской области не перечислило. Теперь этот вопрос придется урегулировать самому господину Шойгу

Иван Сафронов, Илья Барабанов, Николай Сергеев, Сергей Машкин; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/