Новые нормативы в ЖКХ должны стать стимулом для установки счетчиков
Член комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области Анна Дюкарова встретилась с начальником управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ириной Гладышевой. Основной темой разговора стали изменения в системе ЖКХ после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
А.Д.: Ирина Борисовна, расскажите, пожалуйста, почему вступление в силу Постановления № 354 взволновало собственников жилья? В чем его основное отличие от ранее действовавших документов, которые определяли порядок оплаты за коммунальные услуги?
И.Г.: Главная особенность этого документа в том, что именно в нем появилось четкое разделение жилого и общедомового имущества. Мы привыкли, что в нашей платежной квитанции прописаны определенные виды коммунальных услуг: холодная вода, горячая вода, водоотведение, отопление, электроснабжение и так далее. Все эти услуги давно известны и понятны, но теперь они стали делиться на две строчки: оплата за услуги внутри жилого помещения и на общедомовое имущество. У народа возникли вопросы.
На самом деле раньше расходы на общедомовые нужды были составной частью нормативов, теперь получилось два норматива – внутри и за пределами жилого помещения. Законодатели решили их разделить, мотивировав это тем, что такие изменения повысят ответственность собственника за содержание общедомового имущества: он увидит, сколько воды, тепла, электроэнергии тратится в жилых помещениях, а сколько за их пределами, в итоге будет обращать внимание на громадные утечки из трубопроводов, на затопленные подвалы и так далее, станет наводить порядок.
Сегодня человек отлично понимает, что внутри своего помещения он потребляет все эти услуги и должен за них платить. Однако, по мнению нашего рядового потребителя, за дверью квартиры его личная жизнь заканчивается, при этом он забывает, что дверь выходит не на улицу, а в подъезд. Строку «На общедомовые нужды» люди не хотят ни понять, ни принять. Они воспринимают это как дополнительную плату, которая придумана для того, чтобы ресурсоснабжающие организации «в очередной раз ограбили народ». Люди пока не осознали, что они не могут существовать в многоквартирном доме сами по себе, они составляют еще и коллектив собственников.
А.Д.: Почему происходит такое непонимание?
И.Г.: Мы всегда жили в государственном или муниципальном жилищном фонде, при этом никогда не возмещали государству и ресурсоснабжающим организациям всей стоимости наших коммунальных услуг. В Советском Союзе мы не были полноценными собственники квартир. После распада страны закон о приватизации не просто позволил нам стать полноправными собственниками жилья, но и преследовал цель сохранить жилой фонд. Государство уже тогда отлично понимало, что не сможет поддерживать весь жилищный фонд Российской Федерации в надлежащем техническом состоянии, эту ответственность власти переложили на собственников. Не зря уже в третий раз продлевают бесплатную приватизацию.
В 2005 году был принят новый Жилищный кодекс. Тогда и родилось понимание, что кроме личного имущества у каждого собственника в многоквартирном доме есть еще и общедомовое – крыша, подвал, подъезд, придомовая территория и так далее. К сожалению, за эти годы собственники не осознали в полной мере свою ответственность, свои обязанности по содержанию и ремонту общедомового имущества, в т. ч. и по оплате коммунальных услуг, которые неизбежно расходуются при содержании общедомового имущества.
А.Д.: Вы сказали, что раньше расходы на общедомовые нужды входили в норматив. Разделение расходов могло стать следствием того, что теперь мы должны оплачивать коммунальные услуги по факту?
И.Г.: Так и есть. Оплата за жилье у нас рассчитывается по следующей формуле: объем ресурса умноженный на тариф. Тариф – стоимость единицы коммунального ресурса (тепловой, электрической энергии, холодной, горячей воды, стоков), которая регулируется государством. Объем может определяться либо нормативом, либо фактом. Нормативы раньше устанавливались органами местного самоуправления (кроме газоснабжения и электроснабжения) в рамках Жилищного кодекса. Тема ЖКХ всегда раскручивалась на политическом уровне, поэтому перед выборами глава муниципалитета мог снижать нормативы, добиваясь поддержки народа. Нормативы в мелких населенных пунктах были достаточно низкие, в больших – достаточно высокие.
Это некая абстрактная величина. Когда человек платит по нормативу, он не знает, сколько потребляет. Сколько потребляет весь дом, никто не знает. Мы никогда ранее не относились к холодной и горячей воде как к товару. При этом, когда мы приходим в магазин, берем ровно столько, сколько нам нужно - например, сыра. И платим ровно за столько, сколько взяли. С коммунальными услугами должно быть точно так же: сколько потребил, за столько и заплатил. Услуги производятся на предприятиях, которые тратят определенные ресурсы – людские, топливные, энергетические, материальные. Ресурсоснабжающие организации сегодня все коммерческие. За весь произведенный и отпущенный товар они должны получить сумму полностью. Сейчас получается, что товар они отпускают, а каково его потребление, не знают. Зачастую собственники по нормативу платят за меньший объем услуг, чем потребляют. Отсюда идет банкротство ресурсоснабжающих предприятий. Следует учитывать, что наши граждане не полностью оплачивают предоставленные жилищно-коммунальные услуги, собираемость платежей в среднем по области в 2012 году составила 94,7%. Задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги в целом по области составляет 6 млрд. 345 млн. рублей, в том числе за 2012 год она выросла на 897 млн. рублей.
Теперь, согласно федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», мы должны платить за коммунальные услуги по факту, как весь цивилизованный мир, где давно стоят приборы учета. До 1 июля 2012 года все собственники должны были оснастить свои жилые помещения приборами учета. На сегодняшний день общедомовые приборы учета стоят в 40% домов в среднем по Иркутской области, индивидуальные – не более, чем в 15%. В итоге обязанность по установке общедомовых приборов легла на ресурсоснабжающие организации. Тем не менее, платить за установку этих приборы должны собственники, ресурсоснабжающее предприятие может дать им рассрочку платежа на срок до пяти лет.
А.Д.: Кто в основном поставил в своих квартирах индивидуальные приборы учета?
И.Г.: В первую очередь, люди, которые считают каждую копейку, экономные и малоимущие граждане. Также этим воспользовались семьи, у которых в квартире зарегистрировано больше человек, чем проживает по факту, ведь норматив выставляется по количеству зарегистрированных в жилом помещении граждан. Очень выгодно стало пенсионерам, которые полгода живут на даче, в летние месяцы у них практически нет расхода.
В 261-ФЗ прямо сказано, что норматив обязан носить стимулирующий характер, человеку должно стать выгодно понести затраты один раз – купить приборы учета, начать оплачивать по факту и получать экономию. Как только собственник устанавливает приборы учета, он сразу начинает экономить: автоматически прикрывает воду, гасит свет. Когда люди поняли, что нормативы высокие, а по факту можно платить меньше, они стали ставить приборы учета.
Также есть граждане, которым все равно, сколько платить, но есть и те, кому очень выгодно не устанавливать приборы учета. Очень простой пример: человек купил квартиру и сдает. Там может быть зарегистрирован он один, а постоянно живет трое-пятеро-семеро. При этом норматив выставляется на одного.
А.Д: Получается, для того, чтобы носить стимулирующий характер, нормативы должны увеличиться?
И.Г.: Чтобы не было разброса в нормативах, было решено, устанавливать их на региональном уровне. Если раньше в Иркутске был один норматив, в Братске – другой, в Усть-Илимске – третий, то сегодня нормативы на холодную, горячую воду и водоотведение стали едиными для всей области – по видам благоустройства. Для всех полностью благоустроенных домов в области установлен свой норматив, для полублагоустроенных - свой. Сразу возникла проблема: в итоге у кого-то оплата коммунальных услуг уменьшились, а у кого-то увеличились, плюс появился норматив на общедомовые нужды. Возникло возмущение в народе.
Кроме того, в домах, где общедомовые приборы учета уже установлены, люди видят общий расход по дому. Расчет общедомовых нужд рассчитывают так: берут показатели этого прибора и отнимают сумму показателей индивидуальных приборов учета и нормативов в тех помещениях, где приборы не установлены. По идее, в результате должен получиться почти ноль, а выходит сумма еще больше, чем по нормативам. Почему так получается? Мы знаем, что в домах живут люди, которые платят по факту, а есть те, кто платит по нормативам и при этом тратит ресурсов намного больше, чем стоит в нормативе. В итоге эта разница раскидывается на всех. Люди стали возмущаться. И вот здесь должна включаться коллективная ответственность собственников за содержание общедомового имущества. Они должны устраивать обходы, отслеживать фактическое проживание граждан, воздействовать на соседей, чтобы те устанавливали индивидуальные приборы учета. Тогда разница будет минимальной. Отмечу, что в настоящее время Министерством регионального развития РФ подготовлены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в том числе и регламентирующие порядок учета фактически проживающих граждан.
А.Д.: Какую работу сегодня проводит министерство во исполнение Постановления № 354?
И.Г.: Честно говоря, это постановление написано сложным, не понятным для народа языком. Даже специалистам в сфере ЖКХ было нелегко в нем разобраться. По этой причине в ряде регионов России его применили неправильно. Поскольку общедомовые приборы учета стояли не везде, то с 1 января стали начислять плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды по нормативам, которые имеют размерность м³*м² общедомового имущества. В Постановлении № 354 не было четко конкретизировано, что оно в себя включает, поэтому некоторые этим воспользовались. Мне говорили, что в каком-то регионе этот норматив стали насчитывать даже на площадь стен. У регионов получились разные величины. И вторая строчка в платежной квитанции зачастую оказывалась достаточно внушительной.
В итоге было принято решение о введении в действие новых нормативов на жилое помещение и общедомовые нужды по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению с 1 июля 2013 года.
А.Д.: Почему именно на с этой даты?
И.Г.: К этому сроку ресурсоснабжающие организации должны оснастить все дома общедомовыми приборами учета, также с 1 июля 2013 года ожидается очередное повышение тарифов. Это позволит в комплексе рассмотреть все вопросы по увеличению платы граждан за коммунальные услуги в размере не более 12%.
СПРАВКА:
К общедомовому имуществу относятся:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых (помещениях) имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
По материалам пресс-службы Общественной палаты Иркутской области




SIA.RU: Главное