Правила игры удивляют корреспондента отдела финансов Валерию Ъ-Козлову
В то время как банки все строже оценивают новых заемщиков, люди активно ссужают миллионные суммы под расписку на клочке бумаги. Отсутствие скоринга уже приносит свои плоды. Так, как рассказали "Ъ" в коллекторском агентстве "Секвойя Кредит Консолидейшн", компания столкнулась буквально с валом обращений частных лиц. За последние два месяца к ним поступило как минимум 150 запросов с просьбой взыскать с таких же частников деньги. Суммы в общем-то немалые: от 7 млн до 35 млн руб. Причем только 17 из всех полученных расписок были заверены нотариально.
Подобный спрос на услуги коллекторов со стороны населения, по признанию участников рынка, был разве что в кризисный 2009 год. По мнению агентств, резкий всплеск запросов снова связан со спадом в экономике. Бизнес, на который, как правило, и берутся такие суммы под расписку, не приносит ожидаемых результатов, поэтому долги возвращать нечем.
По словам участников рынка, крупные суммы чаще всего ссужают руководители крупных заводов и предприниматели, которые, как правило, не могут объяснить происхождение своих доходов. Причем лидируют в этом отношении строители. Заемщики у таких кредиторов -- люди тоже "непростые". Поэтому на рынке даже появилась специальная услуга -- VIP-коллекторство. В отличие от "стандартного конвейера", к каждому статусному должнику подбирают индивидуальный подход -- ищут "ключевые точки" воздействия и составляют "отдельные программы взыскания". Особенно хорошо себя зарекомендовали такие индивидуальные методы борьбы с частными VIP-должниками, как репутационные угрозы (демонстрация возможности сообщения информации о задолженности его партнерам, спонсорам и другим представителям его целевой аудитории), рассказали в Центре развития коллекторства.
Иногда крупным кредиторам мало просто вернуть свои деньги -- в качестве VIP-услуги они просят сделать жизнь должника невыносимой. Так, один из клиентов, безвозвратно одолживший 20 млн руб., несмотря на решение суда, просил коллекторов, чтобы те "просто каждый день напоминали ему о долге (звонили, писали письма); он хотел, чтобы должник не забывал о долге ни на один день",-- вспоминают в одном из агентств.




SIA.RU: Главное