О рецессии узнают постфактум -- нужны два квартала спада. Но весьма вероятно, что она уже идет. Прогнозы аналитиков все пессимистичнее. Экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил о возможном нулевом росте, в "ВТБ Капитале" также говорят о нуле, в Сбербанке не исключили падения на 0,2%, а аналитики "Уралсиба" прогнозируют от минус 1,1% до минус 3%.
Компании реагируют на рецессию заморозкой вакансий, а уж потом идут на сокращения. Более зрелые работники оказываются в предпочтительном положении по сравнению с молодежью. И держатся за нее всеми силами, оттягивая уход на пенсию. Так, в США и Италии занятость в предпенсионном возрасте (старше 55 лет) во время рецессии вообще выросла. Экономисты даже предложили индекс "красоты официанток": чем глубже кризис -- тем симпатичнее девушки на низкооплачиваемых работах.
Хикки и "бумеранги" вместо хипстеров
Не самым симпатичным приходится хуже -- рецессия может превратить их в хикикомори (или хикки). Так в Японии называют молодых людей, живущих в социальной изоляции и полностью зависимых от родителей. Сейчас их в этой стране около 2 млн.
Провалившись несколько раз на собеседованиях, молодой человек разочаровывается и решает "немного отдохнуть". Стесняясь своего положения, он начинает избегать встреч с людьми, предпочитая общению компьютерные игры. На Западе постепенно появляется свой аналог хикикомори -- neets (not in employment, education or training).
Согласно исследованию Фонда имени Фридриха Эберта, неинтегрированность на рабочем рынке в молодые годы в психологическом плане более тяжело переносится, чем безработица в зрелом возрасте.
В России распространено мнение, что наиболее уязвимой социальной группой являются пенсионеры. Раньше так оно и было, но ситуация меняется. Доля пенсионеров в составе бедных "по доходам" за последние годы колебалась, отмечают авторы доклада Института социологии РАН "Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя": с 23% в 2003-м она увеличилась до 43% в 2008-м. Но в 2013 году она составила лишь 15%. "Российская бедность "по доходам" "молодеет", в ее составе увеличивается доля населения трудоспособного возраста, особенно до 30 лет",-- утверждают исследователи. При рецессии эта тенденция может усилиться, поколение хипстеров вполне может сменить поколение российских хикки.
Еще один эффект долгосрочной рецессии -- увеличение возраста ухода из родительского дома. В США и ЕС это явление получило название "поколение-бумеранг": дети дольше живут с родителями, либо возвращаются в родительский дом, попробовав самостоятельной жизни. Хотя средний возраст отделения от родительского домохозяйства в основном обусловлен культурой (он ниже в Северной Европе и США, выше на европейском юге), везде рецессия приводит к его росту. По данным Pew Research Center, в США доля граждан 18-31 лет, живущих с родителями, выросла с 32% в 2007-м до 36% в 2012-м.
В России -- похожие процессы. По данным "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ", средний размер домохозяйства снизился с 2,9 человека на семью в середине 1990-х годов до менее чем 2,7 в 2011-м. Кризис 1998 года тенденцию замедлил, а кризис 2008-го привел к резкому увеличению среднего размера домохозяйства в России -- почти до 2,8. Теперь эти тенденции могут усилиться.
Депозиты вместо кредитов
Логика "поколения-бумеранга" понятна: желание сэкономить и нежелание ввязываться в ипотеку. Все это на фоне неуверенности в будущем: некомфортный рынок труда и отсутствие перспектив заставляют ужимать траты, а совместная жизнь с родителями позволяет сократить издержки. Либо с другими молодыми людьми в совместно снимаемой квартире, этот вариант, если верить германскому риэлтору Mitwohnzentralen, стал весьма популярен в последние годы. В России жизнь вскладчину тоже набирает популярность, уверяют риэлторы.
Дополнительный фактор -- падение цен на недвижимость. При рецессии стоимость жилья практически всегда снижается, появляется смысл в оттягивании покупки. В случаях затяжной рецессии, как в Японии 1990-2000-х, падение потребительского спроса приводит к дефляции всех потребительских товаров, что мотивирует затягивать покупку любого товара длительного пользования: ведь завтра он будет дешевле, чем сегодня.
Рецессия всегда меняет приоритеты в тратах и сбережениях. Кредиты оказываются не такими привлекательными, как в период бума, зато растет склонность к сбережениям. Норма сбережения в кризис 2009-го выросла во всех развитых странах: рецессия заставляет сберегать и одновременно сокращать потребление. Кредитование падает -- люди предпочитают расплачиваться по существующим займам и не брать новых.
Сидим и едим дома
Выбираться из квартир придется реже. В рецессию сокращаются выезды из домов, меньше и пробок -- безработным некуда ездить. В США во время рецессии общее количество миль, наезженных автотранспортом, сократилось с 3,03 трлн в 2007-м до 2,97 трлн в 2009-м и с тех пор не восстановилось.
Меньше ездят не только безработные, растет число тех, кто смотрит на цену бензина и парковки. Приходится экономить на расходах, особенно необязательных. Походы в рестораны и бары сменяются модой на домашнее питание (в 2009-м персонал баров в Великобритании был сокращен на 12%) либо походами в McDonald's. Интервал смены вещей длительного пользования (одежда, автомобили, бытовая техника) удлиняется, дорогие бренды замещаются дешевыми, растет рынок подержанных автомобилей.
Как правило, в рецессию процветает ремонтный бизнес. В благополучные времена сломавшуюся вещь выбросят и купят новую, в тощие годы ее ремонтируют. Неплохие перспективы у коллекторов и держателей ломбардов, владельцев магазинов секонд-хенд. Стабильно будут себя чувствовать врачи, преподаватели и репетиторы (спрос на образовательные услуги в тощие времена растет, ведь "корочки" для трудоустройства будет недостаточно). А вот строителям, архитекторам, риэлторам, хедхантерам, рестораторам, мебельщикам придется ужаться.




SIA.RU: Главное