На прошлой неделе разразился скандал: по информации www.sos-rzd.com, около 200 тыс. карт могло быть скомпрометировано при покупке билетов через официальный сайт РЖД. На том же сообщившем о проблеме сайте можно проверить, попали ли данные вашей карты в открытый доступ. Граждане, покупавшие в сети железнодорожные билеты, бросились проверять карты, и многие утверждают, что нашли свои данные в списке похищенных.
Между тем в ВТБ 24, расчетном банке сайта РЖД, твердо заявили, что данные карт в безопасности и никаких атак не было. А сайт, распространяющий информацию о краже данных, скорее всего, сам является мошенническим. "Мы крайне не рекомендуем вводить номера своих карт на сайте sos-rzd.com",-- заявил представитель РЖД.
Действительно, существует довольно распространенный способ кражи данных -- фишинг, когда мошенники обманом заставляют доверчивых пользователей ввести их на фальшивом сайте. "Один из способов получения данных клиентов -- заражение компьютера вирусами, которые передают информацию мошенникам, когда человек вводит в интернете номер карты и CVV2,-- рассказал "Деньгам" директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Грачев.-- Поэтому очень важно использовать на своем компьютере своевременно обновляемое антивирусное ПО".
Руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Андрей Степаненко обратил внимание на то, что кроме фишинга в интернете распространен другой тип мошенничества -- взлом баз данных. В этом случае злоумышленники получают доступ к информации на сайтах, торгующих через интернет (например, железнодорожными билетами), где хранятся записи о трансакциях по картам с их данными. Совершать покупки в интернете следует с использованием программы 3-D Secure, советуют банкиры. Если она подключена, при авторизации покупки банк отправляет клиенту SMS с кодом подтверждения, который необходимо ввести при оплате.
Вне сети
Держатель банковской карты может столкнуться с мошенничеством не только в интернете. На днях в редакцию "Денег" обратился клиент банка ВТБ 24 Евгений. По его словам, в конце прошлого--начале этого года за рубежом по его карте стали совершаться покупки в евро, фунтах стерлингов и долларах США. Сам Евгений при этом находился в России. Пользуясь данными карты, мошенники приобретали в интернет-магазинах одежду и косметику, бронировали авиабилеты и номера в отелях, даже заказывали пиццу. Общая сумма похищенных таким образом средств достигла почти 120 тыс. рублей.
Поняв, что кто-то крадет деньги с его карточного счета, Евгений написал заявление в банк. И, ожидая ответа, провел собственное расследование: через один из интернет-магазинов выяснил, от чьего имени размещались заказы. Мошенником оказался житель Голландии. Евгений не поленился заполнить форму на сайте голландской полиции, и пару дней спустя офицер из Амстердама сообщил, что после проверки информации злоумышленник был задержан. Тот, в свою очередь, признался, что у него есть сообщник в Лондоне, который похищал данные банковских карт в гостинице.
Примерно половину украденного клиенту ВТБ 24 удалось вернуть самостоятельно после обращений непосредственно на зарубежные интернет-порталы. В марте пришел ответ из банка, где говорилось, что мошеннический характер операций не установлен и клиенту следует обратиться в правоохранительные органы. На запрос "Денег" в ВТБ 24 ответили так: "Кредитная организация имеет все основания отказать клиенту в том случае, если оспариваемые им операции проведены в сети интернет с вводом реквизитов банковской карты и при этом не выявлены мошеннический характер этих операций и факты компрометации самой карты. Поэтому урегулирование вопроса находится в компетенции правоохранительных органов. Однако следует учитывать, что в подобных ситуациях банк инициирует процедуру опротестования в рамках международной платежной системы. В случае успешного опротестования средства клиенту возмещаются. Вполне возможно, что и в нашем случае средства (или часть средств) уже возвращены клиенту".
Намного опаснее другой распространенный тип мошенничества -- скимминг. "Как правило, на приемник карт в банкомате устанавливается специальная накладка, которая считывает данные карты,-- рассказывает Андрей Грачев.-- Поэтому необходимо внимательно смотреть на приемное устройство карты. Бывает также, что на банкомате устанавливают маленькие видеокамеры, чтобы подсмотреть пин-код. Поэтому, когда вы собираетесь его вводить, желательно прикрывать клавиатуру". Особо опасным этот вид мошенничества делает то, что банкоматные трансакции по правилам платежных систем не оспариваются. Считается, что, если злоумышленник ввел пин-код, это значит, что держатель карты не смог обеспечить его сохранность и, следовательно, сам ответствен за пропажу денег.
По статистике, в России мошенничества с картами очень часто совершаются после их физической кражи, например, вместе с бумажником. В таком случае владельцу необходимо максимально быстро заявить о краже в банк, заблокировать карту.
Возвратно-поступательный закон
1 января 2014 года в России вступили в силу новые правила возврата денег, незаконно списанных с карточного счета клиента. Согласно поправкам к 9-й статье закона "О национальной платежной системе", держатель карты уже не должен доказывать, что он не виноват в списании средств, теперь докопаться до правды -- обязанность самого банка. От гражданина же, в свою очередь, требуется в течение суток с момента получения информации о трансакции заявить о своем несогласии с ней.
После принятия этих поправок держатели карт ожидали, что теперь украденные деньги банк им будет возвращать сразу, а потому уже сам разбираться с мошенниками. "У многих граждан, к сожалению, складывается представление, что по этому закону в случае зафиксированной мошеннической операции по карте банк сразу же вернет деньги,-- говорят в Альфа-банке.-- Но это не совсем так. У банка есть возможность рассмотреть требование или претензию клиента в течение 30 дней. Если банк в течение этого срока убедился, что вины клиента нет и есть факт мошенничества со стороны третьих лиц, банк вернет средства клиенту". На деле получается, чтобы получить назад пропавшие деньги, держателям карт нередко приходится обращаться в правоохранительные органы или в суд, так было и раньше.




SIA.RU: Главное