Новости

Аналитики Альфа-Банка: Сила потребительского тренда под вопросом

Макро статистика за апрель. Сила потребительского тренда под вопросом

Выводы

Быстрый рост бюджетных расходов в апреле поддержал инвестиции, но не предотвратил ухудшения потребительского тренда. Мы опасаемся, что рост розничной торговли в 1Кв14 был обусловлен стремлением населения избежать негативных последствий волатильности на финансовых рынках, и что со временем ускорение инфляции снизит склонность к потреблению. Мы по-прежнему ожидаем, что рост розничной торговли в этом году составит 3,5% г/г, однако данные за май и июнь будут играть определяющую роль.

Факты

Инвестиции снизились, но не так резко, как ожидалось. Хотя рынок был настроен скептически по отношению к динамике инвестиций, ожидая падения на 5,0% г/г, на практике снижение составило лишь 2,7% г/г, и это позитивный момент. Наряду с ускорением роста в промышленности до 2,4% г/г это может свидетельствовать о позитивном влиянии присоединения Крыма на инвестиционный рост хотя бы в  краткосрочной перспективе.

Рост розничной торговли на 2,6% г/г стал негативным сюрпризом. Потребительский тренд, напротив, разочаровал. В апреле рост розничной торговли замедлился до 2,6% г/г с 4,0% г/г в марте и 3,5% г/г в 1Кв14. Ключевые опасения связаны со слабым ростом доходов – зарплаты выросли лишь на 0,8% г/г в реальном выражении в сравнении с ростом на 4,4% г/г в 1Кв14. Единственным положительным моментом в апрельской динамике факторов потребления стало снижение безработицы до 5,3%.

Наша позиция

Май и июнь покажут насколько устойчива динамика доходов и потребления. Ключевой вопрос апрельской статистики связан с тем, является ли слабый рост зарплат временным заминкой, или он указывает на качественное ухудшение ситуации с доходами. Низкая безработица дает основания для оптимизма. Мы ожидаем, что восстановление зарплат в мае и в июне подтвердит временный характер замедления и наш годовой прогноз роста розничной торговли на 3,5%. В противном случае, долгосрочный тренд по доходам ухудшается, а рост потребления в 1Кв14 был в большей степени вызван паникой на финансовых рынках. В худшем случае, это будет означать, что после пика кризисных тенденций нестабильность курса и высокая инфляция окажут негативный эффект на динамику доходов населения и, в конечном итоге, потребления.

Повышение ставки не повлияло на реальный сектор, но создает риски для потребления. Повышение ставки в марте, судя по всему, прошло незаметно для реального сектора, так как рост корпоративных кредитов даже ускорился до 18% г/г в апреле с 13% г/г в 2013 г. Кроме того, рост промпроизводства за апрель оказался самым высоким с начала года. Тем не менее, мы считаем рост ставок по розничным кредитам  фактором, сдерживающим потребительский рост.

Ужесточение бюджета в 2П14 – фактор риска для роста ВВП. Одной из причин, по которым реальный сектор не сильно пострадал от ужесточения монетарной политики, стала весьма мягкая бюджетная политика. Бюджетные расходы в апреле выросли на 19% г/г, ускорившись с 6% г/г в 1Кв14 до 9% г/г за 4М14. Однако последнее решение сохранить бюджетное правило в этом году указывает на то, что рост бюджетных расходов в 2П14 должен сильно замедлиться, чтобы уложиться в годовой план роста на 5%. Это станет испытанием на прочность для реального сектора и создает риски для ожиданий относительно экономического роста.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное