Глава совета директоров "Базэл Аэро" Андрей Елинсон о развитии аэропортов юга России
-- Развиваемый "Базэл Аэро" аэропорт Сочи в этом году принимал пассажиров, летевших на Олимпиаду. Как это прошло, в чем были основные сложности?
-- Аэропорт достойно пережил олимпийское испытание, мы хорошо подготовились -- как самостоятельно, так и благодаря другим специалистам "Базового элемента" и коллегам из других аэропортов. На время проведения Олимпиады мы удвоили количество персонала по сравнению с обычным периодом работы аэропорта. Это потребовало строительства дополнительной инфраструктуры, изменения операционных бизнес-процессов. Основная операционная сложность была связана именно с удвоением персонала: пришлось за короткое время обучить их процессам, происходящим в аэропорту, интегрировать с существовавшим персоналом, сделать их работу "бесшовной" и невидимой для пассажира.
-- А каковы перспективы развития аэропорта после Олимпийских игр?
-- Аэропорт не живет в отрыве от месторасположения. Богатая инфраструктура аэропорта -- это лишь ворота в дом. Какие бы красивые ворота ни были, гости в нем появятся только при наличии радушных хозяев. Группа "Базовый элемент" (является инвестором и других олимпийских проектов) совместно с другими инвесторами и администрацией Краснодарского края активно работает над повышением привлекательности постолимпийского Сочи, привлечением туристов.
-- За счет чего это станет возможным?
-- Во время подготовки Олимпиады был отток естественного туризма. В Сочи шла стройка, были перебои с электричеством, транспортом и прочее. Сейчас все изменилось -- город ждет гостей. Ожидается, что ранее сформированный туристический поток удвоится за счет постолимпийского интереса. Он подкреплен интересными объектами, новой инфраструктурой. В городе планируются разные мероприятия. Например, в октябре состоится гонка Формулы-1 "Гран-при России". Есть ряд других мероприятий на летне-осенний период, которые привлекут туристов. Кроме того, Сочи является круглогодичным курортом.
-- Какова окончательная стоимость строительства аэропорта Сочи?
-- Мы вложили в проект 14 млрд руб., включая все четыре этапа реконструкции и модернизации, из них 55% собственных средств "Базэл Аэро".
-- Как будет окупаться проект?
-- Это особенный проект с олимпийской нагрузкой. Если бы Сочи жил естественной жизнью, то мы бы инвестировали не в такие сжатые сроки. Средний срок окупаемости наших аэропортовых проектов занимает в среднем 10-15 лет -- это нормальный срок для инфраструктурного проекта. По Сочи мы пока не можем дать точную оценку, поскольку не до конца ясно, насколько увеличится пассажиропоток. Если пассажиропоток оправдает ожидания, то мы выйдем к срокам окупаемости, характерным для обычного инфраструктурного проекта.
-- И каковы ваши ожидания?
-- Они отличаются по международному и внутреннему пассажиропотоку. Предполагаемый рост -- на 20-30% выше рыночного. Хотя многое зависит от макроэкономической ситуации. Два первых сезона -- это маркетинговый период, когда мы должны понять точки спроса, интересы и потребности туриста, в чем они выражены, какой потребуется дополнительный сервис.
-- Планируется по-прежнему сделать из краснодарского аэропорта южный хаб или эту роль теперь отведут Сочи? И какие планы на Краснодар в ближайшей перспективе?
-- Сейчас ведется двухэтапная реконструкция аэропорта Краснодара: улучшается старый аэровокзальный комплекс, реконструируется часть зала международных линий, через полтора месяца мы закончим зал внутренних авиалиний. Мы считаем, что на юге страны этот аэропорт наиболее приспособлен с точки зрения логистики и инфраструктуры. Новый терминал, который мы построим в ближайшие несколько лет, позволит сделать Краснодар региональным хабом.
-- И по каким направлениям можно сделать разлет из Краснодара?
-- Если Сочи является точкой финального назначения, то из Краснодара можно реализовать хабовые технологии пересадки из других регионов, например Петербурга, Новосибирска, Волгограда, Махачкалы или городов стран СНГ Еревана, Ташкента, Худжанда, Ферганы. Например, наш базовый перевозчик, который развивает не только магистральные направления, но и региональные,-- авиакомпания "Якутия" с 26 апреля начала выполнять субсидированные перевозки по маршруту Краснодар--Симферополь--Краснодар. Полеты выполняются на Q400 три раза в неделю с последующим увеличением частоты до ежедневных. Стоимость перелета -- от 2,5 тыс. руб.
-- Но в Сочи будет введено "открытое небо"...
-- Да, в Сочи будет введен режим открытого неба вплоть до пятой степени свободы воздуха (иностранные компании могут брать пассажиров и грузы для дальнейшей перевозки в третьи страны.-- "Ъ"). Это позволит стать аэропорту интересным пунктом для транзитных перевозок, радикально расширит число городов, из которых можно напрямую долететь до Сочи, снизит стоимость поездки и время в пути. Сейчас завершается оформление всех необходимых документов. Процесс небыстрый, но до конца года мы должны дойти до логического финала.
-- И кто из иностранных перевозчиков уже выразил готовность летать по "пятой свободе" в Сочи?
-- Мы обновляем список авиакомпаний, готовых летать в Сочи. На середину 2013 года было около десятка не очень крупных авиакомпаний. О готовности выполнять рейсы в Сочи заявили перевозчики из Чехии, Германии, арабских стран. Их заявки мы передаем в Минтранс, доказывая, что проект вполне обоснованный.
-- На фоне последних политических событий интерес перевозчиков к работе в Сочи может снизиться?
-- Мы этого не видим. Бизнес ведется, а мы сосредоточены на его развитии. К тому же сейчас обсуждается законопроект о введении в Сочи безвизового режима на 72 часа, чтобы облегчить короткие визиты иностранных туристов. В течение этого года закон вступит в силу.
-- Как "Базэл Аэро" видит развитие южных аэропортов при всплеске интереса к Симферополю? Не будет ли оттока пассажиров?
-- Пока мы наблюдаем только их приток. Аэропорт Симферополя находится на начальном этапе своего развития. В него не вкладывали особых средств, а чтобы достигнуть уровня Сочи или Краснодара после строительства нового терминала, потребуется минимум два-три года усовершенствования операционной эффективности. Сам аэропорт ограничен по пассажиропотоку, сервису. Чтобы достичь результатов Сочи, Крыму может потребоваться в два, а то и в десять раз больше времени. В Сочи была проделана огромная работа за семь лет на небольшой территории. У Сочи свое будущее, свой клиент, причем тот, который целенаправленно едет на этот курорт. Мы не видим конкуренции с Крымом.
-- А чем крымский пассажир отличается от того, который летит в Краснодарский край?
-- Симферопольский турист -- это дополнительный сегмент рынка, проходящий в том числе через наши аэропорты. Мы видим дополнительный пассажиропоток, который обслуживается в аэропорту Анапы, пассажир использует его в качестве транзитной точки на пути в Крым. Мы ведем реконструкцию местного аэропорта параллельно с Краснодаром. Сейчас заканчиваем проектирование и дизайн, а в течение года-полутора будет построен новый терминал.
-- Есть вариант организации челночных рейсов из Анапы до Симферополя, так называемое аэротакси. На такие услуги есть спрос?
-- Власти Крыма предложили такую идею, чтобы через каждые полчаса взлетал самолет, но это невозможно физически. Аэропорт Симферополя не сможет принять такое количество рейсов, и вряд ли спрос будет настолько высоким.
-- На "Базэл Аэро" уже выходили с предложением развивать аэропорт Симферополя?
-- Более или менее серьезных разговоров на эту тему пока не было. Сейчас государство осознанно берет на себя все функции управления транспортом с тем учетом, что политическая и макроэкономическая ситуация в регионе нестабильная. К тому же этот объект еще не готов с точки зрения инвестиционного партнерства: там не сформированы земельные участки, непонятна структура собственности объектов. Аэропорту предстоит перейти на законодательство РФ, нужно провести соответствующие процедуры приватизации, а это длительный процесс. Возможно, в первую очередь в аэропорту Симферополя инвестируют в аэродромную инфраструктуру. Эту часть государство в любом случае берет на себя. А уже на следующем этапе речь может пойти о партнере, который был бы заинтересован в работе в этом аэропорту.
-- Теоретически этот проект вам интересен?
-- Мы с осторожностью на него смотрим. У нас инвесторы из Сингапура, соакционером является Сбербанк. Заочно сложно о чем-то говорить. Если поступит конкретное предложение, то мы его, безусловно, рассмотрим. К тому времени государство просчитает и нивелирует все основные риски. Мы вынесем свое суждение по конкретной ситуации, а не виртуальной.
-- На Украине вы развиваете аэропорт Харькова. Нынешняя ситуация осложняет бизнес?
-- Конечно, ведь в стране сейчас неспокойно. Но мы уверены, что проседание пассажиропотока временное. Там работает грамотная команда специалистов, есть современный и эффективный новый терминал, есть базовый перевозчик. Ситуация нормализуется. Убытка не будет, но наши оптимистические прогнозы роста пассажиропотока, скорее всего, не оправдаются. При этом от этого актива мы не отказываемся.




SIA.RU: Главное