Новости

3D-принтерам прочат будущее двигателя новой промышленной революции

3D-принтерам прочат будущее двигателя новой промышленной революции: мы будем покупать все меньше фабричного, все больше распечатывать для себя сами. Еще более впечатляющей выглядит, например, возможность 3D-печати человеческих органов для трансплантации. Пока все это отдаленная перспектива, но в России некоторые уже зарабатывают и на 3D-печати, и даже на производстве 3D-принтеров.

АНАСТАСИЯ НАПАЛКОВА

Революционная печать

3D-печать долгое время казалась футуристическим развлечением: то и дело появлялись новости о том, что распечатано оружие в США, блинчики в Норвегии, нижнее белье в Великобритании, дома и человеческие почки (пока, увы, непригодные для трансплантации) в Китае.

Но вот моя знакомая дизайнер похвасталась красивым серебряным кольцом. Оказалось, она изготовила его по собственному эскизу при помощи 3D-принтера в специализированной мастерской, и обошлось оно ей всего в 3,5 тыс. руб., включая стоимость материалов и работы. Будущее оказалось совсем рядом.

Отправляюсь на российское производство 3D-принтеров в Зеленоград. На одуванчиковом поле -- знаменитый местный архитектурный ансамбль: два здания в форме клюшек и одно -- шайба между ними. Наверху одной из клюшек несколько комнат, где размещается Picaso 3D, один из пяти российских производителей 3D-принтеров. Парадокс: обычные принтеры -- сплошь импорт, а устройства с технологией, которую в прошлом году компания McKinsey включила в перечень двенадцати, способных перевернуть глобальную экономику, делают и у нас. Объясняется это тем, что аппараты не серийные, во главе угла -- их настройка и сервисное обслуживание.

Зеленоградская Picaso 3D запустила производство весной прошлого года и продала более 500 машин, оборот компании на конец 2013 года -- порядка 14 млн руб. Всего в стране, по подсчетам участников рынка, от 5 до 10 тыс. принтеров, а в остальном мире только в 2013 году продано около 60 тыс. Интенсивно расти рынок 3D-печати начал после 2009 года, когда истек срок патента на технологию моделирования методом наплавления (FDM). Такие принтеры сейчас -- единственные дешевые (как, например, зеленоградские Picaso 3D Designer за 99 тыс. руб.).

В 2014 году истекает и срок патента на SLS -- метод лазерного спекания (когда лазер послойно спекает нужные части материала-порошка), что сообщит мировому рынку очередной импульс.

80% компонентов зеленоградских принтеров, уверяют меня в Picaso 3D, созданы в России. В небольшой комнате вижу штук 15 работающих принтеров, каждый размером с коробку от кинескопного телевизора -- они проходят тестирование. Один уже до половины набрал макет дома, другой -- человеческой фигуры. Через прозрачную крышку видно, как наносятся, будто кондитерским шприцем, слои: вместо крема -- расплавленный пластик, экструдер полоска за полоской набирает объект.

Пока объемы рынка, конечно, ничтожны на фоне миллиардных оборотов традиционных индустрий. В 2013 году в мире продажи 3D-принтеров выросли на 43%, до $412 млн, по данным исследовательской компании Gartner. Российский объем, по оценке участников рынка,-- около $20 млн. Примерно на такую же сумму продаются услуги по печати и материалы. Уже к 2018 году, прогнозируют аналитики Canalys, объем продаж принтеров, сырья и услуг достигнет $16,2 млрд. 3D-печать уже создала революционную ситуацию в некоторых сферах человеческой деятельности. С особым интересом, конечно, мир ждет, когда начнут печатать объекты из биологических клеток -- так недалеко и до революции в медицине.

Лечебный принтер

С печатью клетками экспериментируют в десятке стран, в том числе в России. В этой области трудится компания 3D bioprinting solutions, гендиректором которой является Александр Островский, председатель совета директоров ГК "Инвитро". Компания конструирует биопринтер, а первым распечатанным объектом, как ожидается, станет почка -- самый востребованный орган для трансплантации. Печатают стволовыми клетками -- они способны "превращаться" во многие другие ткани организма. Эти клетки получают теперь не из абортивного материала или эмбрионов, как раньше, а путем "перепрограммирования" соединительной ткани, которую можно брать у самого пациента.

Пока в медицине, как, впрочем, и в производстве, 3D-печать в основном служит для создания прототипов и макетов, а не конечного продукта -- все упирается в материалы. "Врачам из онкологического центра имени Блохина предстояла сложная операция в области таза. Они решили напечатать его модель, чтобы лучше понять геометрию пораженной части скелета. Сделали томограмму и прислали нам снимок, на основе которого мы сделали распечатку. На ней врачи готовились к операции -- как и какие инструменты использовать",-- рассказывает Владимир Румянцев, основатель компании Can-Touch, предлагающей услуги 3D-печати. По словам Олега Левченко, заведующего отделением нейрохирургии института имени Склифосовского, в мире врачи поначалу использовали 3D-печать для изготовления модели черепа, чтобы подогнать имплантаты перед операцией -- если сделать это заранее, время операции сокращается вдвое. Затем стали печатать и формы для отливки имплантатов; в России эта методика используется уже пять-семь лет. 3D-печать применяют при подготовке примерно половины подобных операций, в сложных случаях. Таких в отделении делают 10-15 в год.

Поскольку материалов для 3D-печати все больше, распечатывают уже не только образцы и формы, но и непосредственно медицинскую продукцию. (По подсчетам исследовательской компании Wohlers, в 2011 году с помощью 3D-технологий в мире производилось только 25% конечных продуктов, но уже тогда это был самый быстрорастущий сегмент.) На Западе уже печатают вживляемые имплантаты -- например, металлические зубные. Владимир Румянцев объясняет: чтобы заниматься подобным в России, нужна сертификация принтера для медицинского использования, и тогда его нельзя применять в других целях. А интерес российских медиков пока недостаточен, чтобы специализировать устройство. Впрочем, наши врачи, возможно, заказывают 3D-печать имплантатов за границей.

Домашняя фабрика

Появились мастерские, где можно заказать 3D-печать. Они закупают принтеры, а чаще выходят на владельцев оборудования и размещают у них заказы от бизнеса и частников. "Крупные предприятия приобрели качественные промышленные принтеры для своих нужд, но они не загружены полностью, поэтому выполняются сторонние заказы",-- рассказывает Константин Иванов, основатель компании 3DPrintus. Одна из мастерских, не самая крупная, поделилась цифрами: в месяц бывает 40-50 заказов, рентабельность -- 50%.

Основные заказчики 3D-печати -- промышленные дизайнеры, архитекторы, инженеры, ювелиры. Производители товаров посредством прогрессивной технологии ускоряют вывод новинок на рынок. "Дизайнеры и хардверные стартапы печатают деталь за сутки, а так потратили бы неделю на выпиливание лобзиком",-- говорит Иванов.

Андрей Вековищев, руководитель отдела промышленного дизайна компании "Световые технологии" (производит светодиодные светильники), рассказывает, что раньше они отправляли детали на печать в Москву из Рязани, где находится производство. На что из-за бумажной волокиты уходило до четырех недель. В связи с этим "Световые технологии" обзавелись собственным принтером и теперь за неделю успевают протестировать два-три прототипа продукта.

Ювелиры, вместо того чтобы несколько дней вручную изготавливать форму для отливки, печатают так называемые восковки с точностью как минимум 16 микрон (у Picaso 3D Designer -- 50 микрон), с помощью которых потом отливают изделия из драгоценных металлов. "С помощью 3D-принтера я могу изготовить все, что угодно. Без него пришлось бы делать вручную, сосредоточившись на одном ремесле -- допустим, резьбе по дереву",-- говорит промышленный дизайнер Ярослава Барменкова. По наблюдению Константина Иванова, 3D-принтеры являются источником новых веяний в дизайне -- для экономии материала объекты делают ажурными.

Ашхен Овсепян, основатель компании SIU System, поставщика домашних 3D-принтеров Cube говорит, что Россия -- одна из первых стран, где эти принтеры взяли на свои полки крупные торговые сети -- такие, как "Юлмарт", "М.Видео", "МедиаМаркт". Материал для Cube делается из кукурузы или сахарного тростника. "Есть расчеты, согласно которым 3D-печать таких простых вещей, как вешалки, крючки для штор, чехлы для смартфонов и тысячи других мелочей, обойдется дешевле, чем их покупка в магазине",-- рассказал Климент Мерзляков, маркетолог-аналитик "Юлмарт". Впрочем, оговаривается Мерзляков, в основном в "Юлмарте" 3D-принтеры приобретают "в качестве дорогостоящей игрушки для интересного и полезного досуга", да и продажи пока единичные.

Все это, конечно, вряд ли тянет на революцию, которую ждут от 3D-печати. И возможно, технология еще долго не выйдет за пределы B2B. Чтобы вышла, производители принтеров, научившиеся творить чудеса с формой, должны, в частности, серьезно поразмыслить над содержанием -- возможностью печатать на дому из разных материалов.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное