Видимая рука "Маркета"
Чтобы объяснить, что хочет сделать "Яндекс" со своим "Маркетом", проще всего привести пример его же сервиса вызова такси. В 2013 году доля "Яндекс.Такси" на московском рынке легальных перевозок -- а это примерно 500 тыс. вызовов в неделю -- достигла 20% (согласно оценке самого "Яндекса"). У "Яндекс.Такси" и его конкурентов (GetTaxi, InTaxi и прочих) нет собственных автомобилей или диспетчеров, но, располагая базами в тысячи водителей, они обеспечивают скорость подачи машин и приемлемые цены. Пассажира не интересует, какая именно служба такси откликнется на заявку, сделанную в мобильном приложении или на сайте,-- за качество услуги отвечает "Яндекс".
Дизайн и интерфейс "Яндекс.Маркета", которые выглядят почти так же, как в далеком 2000-м, когда сервис был запущен, скоро изменятся. Покупатели смогут расплачиваться за товары на странице этого сервиса. При этом "Яндекс" возьмет на себя доставку, маркетинг (появится система персональных рекомендаций) и разрешение споров между продавцами и покупателями. Большинство изменений произойдет в течение двух ближайших месяцев. Как и в случае с такси, потребителю будет не важно, какая компания -- в данном случае интернет-магазин -- оказывает ему услугу.
"На рынке две модели -- чистый маркетплейс (площадка, которая размещает товары сторонних продавцов.-- "Деньги") и онлайн-ритейл -- с элементами маркетплейса или без,-- объясняет сооснователь компании "Викимарт" Максим Фалдин.-- eBay с "Яндекс.Маркетом" оперируют в рамках первой модели. Еще есть китайский Alibaba. "Викимарт" идет совсем другим путем: мы строим высокотехнологичный ритейл с элементами маркетплейса. Маркетплейс для нас -- это формат бесконечного расширения ассортимента".
Сейчас к "Яндекс.Маркету" подключены 15,4 тыс. магазинов, по оценке TNS Web-Index, в месяц сервисом пользуются 20 млн покупателей. В 2014 году, согласно ожиданиям "Яндекса", число партнеров вырастет до 40 тыс. Это очень амбициозная задача. Если верна оценка компании InSales (она разрабатывает софт для электронной торговли), всего в рунете 39 тыс. интернет-магазинов, у которых в прошлом году было более двух заказов в месяц. Впрочем, еще в 2012 году таких было на 7 тыс. меньше.
В 2013 году фонд "Общественное мнение" насчитал 52,2 млн россиян, пользующихся интернетом ежедневно. Более 80% -- жители регионов, москвичей -- 11%, петербуржцев -- 4%. По оценке InSales, 40% российского рынка электронной торговли, который компания оценивает в 470 млрд руб. (речь только о материальных товарах),-- это Москва, 8,8% -- Санкт-Петербург. Вывод всех исследований, посвященных e-commerce в России: столицы уже охвачены, теперь индустрия будет расти за счет регионов. По оценке агентства Data Insight, 70% новых покупателей -- это уже не москвичи или петербуржцы.
OZON.ru, называющий себя крупнейшим российским интернет-магазином (лидирует по размеру аудитории, но по объему выручки уступает "Юлмарту", "Ситилинку" и Wildberries), обещает "в ближайшей перспективе" увеличить количество пунктов выдачи заказов (сейчас их у него 2350) вдвое. "Викимарт", другой крупный ритейлер, рассчитывает, что к концу 2015 года регионы обеспечат 80% его оборота, хотя в прошлом году их доля составляла 15%. В этом году компания собирается открыть в регионах 60 новых пунктов выдачи товаров. "До сентября 2013 года мы были исключительно московской компанией, но в регионах -- основной источник нашего роста",-- говорит Фалдин.
"Яндекс" бьет в ту же мишень. "Сейчас уже 83% аудитории рунета -- в регионах, и эта доля растет,-- говорит руководитель "Яндекс.Маркета" Алексей Авдей.-- Сложная система доставки и недоверие к тем, кто ее будет осуществлять, очень сильно влияют на желание покупать что-то в интернете". 80% интернет-магазинов, которые подключены к "Маркету", небольшие. Согласно исследованию InSales, в рунете 40 магазинов с годовым оборотом свыше 3 млрд руб., менее чем у 900 магазинов он составляет в среднем 180 млн руб., у 5 тыс. магазинов -- около 20 млн руб., у оставшихся 30 тыс.-- менее 2,5 млн руб.
Чтобы мелкие продавцы могли заручиться доверием далеких покупателей, "Яндекс" предлагает им свой бренд. "Маркет" организует предоплату товаров банковскими картами или "Яндекс.Деньгами", чтобы решить проблему "зависающих денег": магазины будут получать деньги сразу после передачи товара в службу доставки. Затем -- собственно доставка. Ею займется сервис Multiship, агрегатор логистических компаний. В начале года "Яндекс" купил его код за $1 млн и вложил в развитие проекта еще несколько миллионов. Multiship (у него есть аналоги -- Sheepla, Checkout и др.) работает с крупнейшими компаниями, что позволяет ему обещать доставку товаров в 40 тыс. населенных пунктов. Авдей утверждает, что достоверность сроков, которые будут транслироваться через Multiship, составит 95%.
Для интернет-магазинов, которые захотят воспользоваться новыми возможностями (адресованы продавцам с рейтингом не ниже трех звезд), "Яндекс" вводит комиссию в размере 3% стоимости товара: 1% -- за привлечение покупателя, 2% -- за процессинг. Доставка -- бесплатно. Multiship рассчитывает зарабатывать на дополнительных сервисах вроде SMS-оповещения. В "Яндексе" говорят, что меньше не берет никто. Действительно, например, "Викимарт" просит до 15% (плюс символические 5 тыс. руб. за подключение магазина и до 500 руб. в месяц за абонентское обслуживание).
"Яндекс" ответит
Самое слабое место модели, которую хочет построить "Яндекс",-- это даже не логистика (за последние два-три года с доставкой по стране стало гораздо лучше), а то, что сейчас почти 70% россиян с интернет-магазинами расплачиваются наличными (оценка Ассоциации компаний интернет-торговли), а не карточками и уж тем более не через "Яндекс.Деньги". В связи с этим на презентации нового "Маркета" со сцены много говорилось о силе бренда: пользователи могут не доверять отдельным магазинам, но "Яндекс" в России любят все, мол, если он что-то пообещает, значит, не обманет.
Чтобы окончательно расположить к себе пользователей, "Маркет" вводит систему арбитража. Если продавец обидит покупателя, "Яндекс" обещает встать на его защиту. Пока арбитр будет один -- этот сотрудник появился в компании в начале года, ранее он занимался аналогичной работой на другой площадке (где именно, в "Яндексе" не рассказывают). "Покупатель, у которого возникла проблема, оставляет сообщение, и магазин должен будет ответить в течение трех дней, чтобы урегулировать вопрос,-- описывает процедуру Алексей Авдей.-- Если проблема не решается, покупатель обращается к нам, мы вмешиваемся, запрашиваем документы и выносим решение. Даже если магазин откажется выполнить решение арбитра, пользователь гарантированно получит свои деньги -- для этого мы создаем страховой фонд".
Конкуренты считают, что все это лишь обещания, маркетинг. "У нас эта ответственность есть по факту: когда человек покупает на "Викимарте", он искренне считает, что покупает у нас, и, даже если товар продает сторонний магазин (сейчас это 65% случаев), отвечаем мы,-- говорит Максим Фалдин.-- Когда человек покупает на "Яндексе", он понимает, что продавец не "Яндекс". "Яндекс" не торгует микроволновками, это всем известно. Ответственность несет конечный продавец микроволновок. Этого не изменить никакими заявлениями, и в этом разница наших моделей: "Яндекс" -- рекламораспространитель, а "Викимарт" -- продавец".
Внешняя угроза
В отличие от большинства других российских компаний, имеющих отношение к электронной торговле, "Яндекс", по крайней мере открыто, не высказывается в поддержку ограничений на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Более того, на "Яндекс.Маркете" представлены зарубежные продавцы, в том числе, например, популярный у российских покупателей британский ASOS. "Я надеюсь, мы сможем сделать трансграничные платежи, и тогда иностранные магазины смогут продавать товары прямо на сайте "Маркета",-- говорит Авдей.-- Если бы у нас появился партнер, который смог бы организовать логистику для зарубежных интернет-магазинов, нам это также было бы интересно".
Тем не менее в ходе презентации нового "Маркета" представители компании выразили озабоченность тем, как быстро растет "кросс-бордер". В 2013 году объем трансграничных продаж, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, вырос на 20% и достиг $3,4 млрд. По данным "Яндекса", каждый день в Россию отправляется 55 тыс. заказов с китайской площадки AliExpress, 90 тыс.-- с eBay. При этом крупнейший интернет-аукцион разобрался с логистикой. Сервис Dostami Express, который он использует, в начале года пообещал, что в Москву и Санкт-Петербург посылки из Америки будут идти до 14 дней, в регионы -- до 21 дня. По словам главы представительства Dostami.ru в России и СНГ Максима Андрюхина, средний срок доставки до Москвы уже удалось сократить до семи дней.
Тему пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах, которая широко обсуждалась несколько месяцев назад, на прошлой неделе подняла генеральный директор OZON.ru Маэль Гавэ. На форуме "Интернет-предпринимательство в России" она пожаловалась Владимиру Путину: "Российским интернет-магазинам сложно конкурировать с западными, так как отечественным приходится платить все налоги и пошлины. В России минимальная граница беспошлинной посылки около $1 тыс., тогда как в мире -- $10 или нулевая. На этом Россия теряет 98 млрд руб. в год".
Чтобы нивелировать потери, по мнению OZON.ru, государство должно обложить пошлиной покупки дороже 150 евро. Сейчас пошлиной (30%) облагают покупки дороже 1 тыс. евро в месяц. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в январе сообщил, что правительство одобрило снижение уровня не облагаемых пошлиной зарубежных посылок до $150 в месяц.
Похоже, ограничений не избежать. "Государству хорошо бы изучить, что именно люди заказывают за границей, построить распределение по количеству покупателей и расходам в месяц и взять ту максимальную беспошлинную сумму, которая устроит, например, 90% покупателей,-- говорит Алексей Авдей.-- Тогда государство сможет объяснить любому покупателю: мы все посчитали и облагаем пошлинами лишь тех, кто похож на мелких оптовиков". Конечно, пострадают и те, кто тратит сотни долларов в месяц на одежду лично для себя, но их Авдею не жалко.




SIA.RU: Главное