По сообщениями СМИ, Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить в ближайшие две недели план действий по индексации тарифов РЖД на перевозку грузов в 2015 году в пределах до 10%. Также президент поручил решить вопрос с индексацией тарифов на перевозку РЖД отдельных видов грузов в 2014 году в пределах полномочий компании.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Вряд ли сейчас речь идёт об отмене тарифного запрета для всех естественных монополий, но эти поручения президента свидетельствуют о том, что, как минимум, власти озабочены ситуацией в железнодорожной отрасли и считают возможным, хотя бы частично, смягчить ранее принятое решение о замораживании тарифов для РЖД. В первую очередь, это может быть связано с тем, что стали сбываться негативные прогнозы РЖД, которые озвучивались в прошлом году. Так, представители ОАО «РЖД» сообщали, что компания будет вынуждена в 4 (четыре!!) раза сократить свою инвестиционную программу. А Владимир Якунин заявил, что потери компании непосредственно от того, что тарифы не будут проиндексированы, могут составить 70 миллиардов рублей, а общие потери компании – 90 миллиардов. Но главное, что могло повлиять на изменение позиции властей, заключается в значительном возможном росте убытков РЖД по итогам 2014 года. Кроме того, не исключено, что изменение позиции властей может объясняться тем, что ситуация в экономике начинает постепенно меняться к лучшему, и такая мера её поддержки, как замораживание тарифов естественных монополий, требуется в меньшем объёме. И хотя, вероятнее всего, в результате увеличения части тарифов в 2014 году, ОАО «РЖД» не получится полностью избавиться от убытков, но даже частичное их сокращение благоприятно скажется на всей деятельности перевозчика.
Если говорить по конкретным видам грузов, то, скорее всего, первыми будут повышены тарифы на перевозку экспортных нефтяных грузов (кроме дизтоплива) на 13,4% и на внутренние перевозки дизтоплива на 12,5%. Правление ОАО «РЖД» приняло соответствующее решение в начале июля и теперь его должна утвердить Федеральная служба по тарифам. Учитывая поручение президента, ФСТ может принять решение достаточно быстро. Возможно, что план повышения тарифов по остальным видам грузов в 2014 году также будет разработан в самые кратчайшие сроки, а применяться новые тарифы, скорее всего, будут с осени. Вряд ли стоит опасаться, что их повышение повлечёт за собой значительный рост цен на прочие товары в стране. Во-первых, повышение будет всё же достаточно щадящим, ведь и в следующем году запланирован рост тарифов. Во-вторых, индексация в большей степени может коснуться экспортных грузов, а не внутренних грузов. Кроме того, гибкая система ценообразования позволяет грузоотправителям частично компенсировать рост тарифов. Конечно же, власти будут осуществлять мониторинг ситуации, и при необходимости могут внести коррективы в тарифную политику компании.




SIA.RU: Главное