Новости

Малайзийский Boeing разложат по полочкам. Специалистам одних черных ящиков оказалось мало

Как стало известно "Ъ", российские авиационные эксперты полагают, что информация, полученная с черных ящиков разбившегося 17 июля в Донецкой области Boeing 777 Malaysia Airlines, может лишь косвенно подтвердить версию о ракетной атаке на самолет. Полная же картина катастрофы, по их мнению, может быть реконструирована лишь после сбора обломков Boeing, выкладки из них макета на земле и комплексной оценки полученных лайнером повреждений. Так, во всяком случае, специалистам удалось установить, что Ту-154 авиакомпании "Сибирь", упавший в Черное море в 2001 году, был сбит ракетой украинской ПВО.

Как пояснил "Ъ" один из членов международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing 777, участвовавший 13 лет назад в разбирательстве по Ту-154, версия о разрушении самолета в воздухе из-за удара взрывной волны и декомпрессии тогда тоже появилась сразу после расшифровки самописцев. В ее пользу свидетельствовали резкая потеря скорости и высоты лайнера, звук взрыва на записи речевого самописца и крик пилота: "Куда попало?" Однако с выводами российские эксперты не торопились (катастрофу в 2001 году расследовала комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК)).

По словам собеседника "Ъ", режим молчания сохранялся даже после того, как в распоряжении расследователей появились первые поднятые со дна Черного моря вещдоки. Характерные, круглой формы, и с загнутыми внутрь краями пробоины на обломках фюзеляжа и крыльев Ту-154 убедительно доказывали, что лайнер уничтожила не бомба сидевшего внутри террориста, а некий расположенный снаружи осколочно-фугасный заряд.

"Несмотря на очевидные, казалось бы, факты, окончательный вывод о том, что самолет был атакован с земли ракетой С-200, мы сделали только после поднятия на поверхность и выкладки фрагментов Ту-154 на земле",-- объяснил эксперт. По его данным, некоторые члены комиссии МАК до последнего момента сомневались в том, что лайнер стал жертвой боевого поражения, и убедил их именно выложенный на земле макет. На нем четко прослеживались не просто отдельные отверстия от шрапнели, а общая зона поражения, по форме которой удалось установить расположение эпицентра взрыва и удаленность ракеты от самолета в момент срабатывания ее боевой части.

На днях, напомним, представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил со ссылкой на участников международного расследования, что данные с расшифрованных самописцев Boeing свидетельствуют о том, что самолет уничтожили ударная волна, осколки и "масштабная декомпрессия" фюзеляжа, возникшие в результате взрыва боевой ракеты. Российский полпред, в свою очередь, отметил, что украинский чиновник грубо нарушает международные правила, согласно которым участники расследования авиапроисшествий не имеют права разглашать промежуточные итоги деятельности комиссии.

В ближайших планах экспертов, а в группу международного расследования входят специалисты из десятка стран,-- поездка на место катастрофы и детальное изучение обломков Boeing. По их мнению, поскольку катастрофа произошла не над морем, а над открытой ровной местностью, большинство фрагментов самолета сохранились и доступны для исследования. Это означает, что в перспективе возможна полноценная выкладка конструкций, которая даст ответы на многие вопросы комиссии. Однако реализовать свои планы специалистам в области расследования авиапроисшествий мешают непрекращающиеся на юго-востоке Украины боевые действия.
Сергей Машкин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное