С точки зрения актуальных экономических показателей Украина всё ещё находится на грани дефолта, без внешнего финансирования выход из кризиса невозможен. Ключевым финансовым партнёром страны в настоящее время является МВФ, который предоставляет Украине дешёвый кредитный ресурс с условием проведения экономических реформ, которые в долгосрочной перспективе позволят выплатить этот кредит и стать самодостаточной страной.
Таким образом, выполнение достигнутых ранее договорённостей с МВФ в рамках программы «Stand-By» является залогом долгосрочного сотрудничества с фондом, и, как следствие, одним из ключевых факторов выхода из текущей непростой ситуации. В свою очередь выполнение договоренностей с МВФ напрямую связано с эффективностью проводимых в настоящее время реформ и согласованностью действий представителей парламента.
Очевидно, что в настоящее время правительство Яценюка остается для МВФ гарантией продолжения заявленных реформ и сохранение за последним поста премьер-министра де-факто дает сигнал МВФ о том, что ситуация в парламенте стабильна.
Второй вопрос:насколько согласованно принимаются решения, направленные на реформирование экономики. В данном контексте важно, что изменения в Налоговый кодекс несмотря ни на что, приняты, что позволит более эффективно наполнять бюджет. По мнению Яценюка, повышение ренты на добычу газа, нефти и железной руды газа и введения акциза на альтернативное топливо позволит дополнительно привлечь в бюджет $4,8 млрд. до конца текущего года.
«Дырявый» бюджет не позволяет эффективно поддерживать военный бюджет страны, использовать для этого средства МВФ не представляется возможным, таким образом, введение «налога на войну» наряду с выпуском «военных» бондов выглядит вполне логичным решением.
Внесенные изменения в Налоговый кодекс значительно отличаются от первоначальной редакции, тем не менее, являются огромным шагом вперед, поскольку практически все изменения напрямую затрагивают интересы олигархов.
Можно сделать вывод, что последние события в парламенте, соответствуют достигнутым ранее договоренностям с МВФ. Фонд, являясь «кредитором последней надежды», в настоящее время выступает гарантом выполнения НБУ своих функций, таким образом можно предположить, что падение курса национальной валюты будет ограниченным. Сложно делать прогнозы валютного курса в условиях военных действий, тем не менее, если наметится тенденция стабилизации обстановки на юго-востоке, а парламент и далее будет работать согласованно, курс гривны вполне может укрепиться до отметки в 12 грн. за доллар в течение нескольких месяцев.
Ключевым фактором остается внешнее финансирование, в случае его прекращения, гривна продолжит свое плавное падение. В любом случае гривна остается лишь инструментом оплаты повседневных нужд, назвать ее консервативным способом для сохранения своих средств не представляется возможным.
Александр Михайленко, финансовый аналитик Альпари




SIA.RU: Главное