Новости

Эффект домино на туристическом рынке

Правила игрына туристическом рынке готовит к переменам корреспондент отдела потребительского рынка Александра Мерцалова

Эффект домино на туристическом рынке наглядно показал: выстроенная всего несколько лет назад система страхования как ответственности самих туроператоров, так и рисков их клиентов оказалась малоэффективной. Вчера это фактически признало правительство РФ. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал поручения подготовить новую законодательную базу, которая позволит уменьшить риски, связанные с вывозом людей из-за границы. Нынешняя ситуация на рынке сложилась и из-за изъянов системы страхования ответственности операторов, некоторые из них "стали очень похожи на МММ" (цитата "Интерфакса"), добавил Дмитрий Медведев. Есть вопросы и непосредственно к допустившим крах туроператорам "Нева" и "Лабиринт": ими займется Следственный комитет.

Из-за чего возникли проблемы у клиентов туроператоров? Сейчас туроператоры обязаны страховать свою ответственность на сумму, напрямую зависящую от их заявленной выручки. Но оказалось, что страховщиком ответственности турфирмы "Нева" (одна из крупнейших в России) является малоизвестная компания "Восхождение". В день объявления о приостановке деятельности "Невы" в "Восхождение" выстроилась очередь клиентов, которые не смогли туда попасть, а телефоны страховщика просто не отвечали. Спустя неделю Центробанк заявил о приостановке действия лицензии страховщика: компания предоставила гарантии целому ряду туроператоров, в том числе "Лабиринту", на общую сумму 1,4 млрд руб. при уставном капитале 500 млн руб.

Теперь привлечь более крупные компании к страхованию ответственности туроператоров вряд ли удастся. Убыточность этого бизнеса во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) ранее оценивали в 90%. А несколько участников рынка признавались "Ъ", что не могут найти нового страховщика.

Не оказалось панацеей и второе ключевое решение подстраховаться на случай краха туроператоров: создать специальный отраслевой фонд "Турпомощь", главными задачами которого стали вывоз из-за границы и оплата дополнительного размещения клиентов туроператоров, отказавшихся от выполнения своих обязательств.

За два года своего существования фонд успел собрать банк в 369 млн руб. Каждый год до 1 апреля 1,7 тыс. членов "Турпомощи" должны перевести на общие нужды 100 тыс. руб. и 0,1% от суммы собственного оборота. "Ъ" во вчерашнем номере предупреждал: в случае еще одного масштабного краха на туристическом рынке резервы "Турпомощи" могут оказаться исчерпаны.

Почему один за другим разоряются туроператоры в России?


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное