Новости

Ростуризм предлагает государству дотировать одну из наиболее затратных статей расходов туристов — транспортную

Одним из пунктов плана мероприятий по реализации стратегии развития туризма в РФ до 2020 года, подготовленного Ростуризмом, стало повышение транспортной мобильности населения внутри страны. Для этого предлагается разработать комплекс мер по снижению тарифов для туристов, в том числе через субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок, поддержку отечественных лоукостеров, уменьшение портовых, аэропортовых и агентских сборов. Ответственными станут Минкультуры, Минтранс, Минэкономики, Минфин, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Росавиация, срок исполнения -- 2014-2020 годы. В Минэкономики, Минтрансе и ФСТ подтвердили получение плана и готовят предложения. В Минфине и Росавиации впервые слышат об идеях Ростуризма.

Из проекта плана мероприятий следует, что приоритетными зонами развития туризма должны стать Крым, Сочи, Северный Кавказ, Дальний Восток, Арктика и Байкал. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский говорит, что на Черноморское направление -- Крым и курорты Краснодарского края -- приходится порядка 80% внутреннего туристического трафика. Популярными маршрутами считаются и города, входящие в Золотое кольцо, а также Петербург и Минеральные Воды. Гендиректор холдинга "Випсервис" (продает авиа- и железнодорожные билеты) Дмитрий Горин отмечает, что в этом году по ряду европейских направлений авиаперевозки уже сократились на 40%, а во внутреннем сообщении на юг выросли на 30%. По оценкам топ-менеджера, за границу в год вылетают с целью туризма порядка 18 млн россиян, по РФ цифры "минимальны", но "потенциально с учетом "дикарей"" рынок может вырасти до 32 млн человек в год.

Замминистра культуры Алла Манилова заявила "Ъ", что в классической схеме внутренний туризм должен в четверо превышать въездной и выездной. Субсидий, которые сейчас, например, выделяет Росавиация по ряду направлений, недостаточно, но если будет принято решение о дополнительной господдержке, средства будут выделяться на конкретные направления после более точного анализа туристических потоков и логистики, подчеркнула госпожа Манилова. Предполагаемый объем субсидий она не уточнила. В Ростуризме подтверждают, что системы субсидирования давно обсуждаются, но схемы пока нет. Например, рассматривается предоставление субсидий как перевозчикам или туроператорам, так и самим туристам. Крупные перевозчики не комментируют идеи Ростуризма, но неофициально настаивают, что получать субсидии должны именно они.

Государство и сейчас субсидирует авиа- и железнодорожные перевозки. ФПК ежегодно получает из бюджета компенсацию за перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах.

Но, по словам Ильи Уманского, альтернативный вариант -- отмена НДС на внутренние перевозки (18%) -- обсуждается с 2011 года. В Минэкономики в начале 2013 года считали, что обнуление НДС снижает цену авиабилета на 5-10%, а бюджет потеряет 30 млрд руб. в год. По оценке Дмитрия Горина, при отмене НДС авиабилеты подешевеют на 7-8%. В мае Госдума приняла закон о нулевой ставке НДС для внутренних перелетов в Крым и Севастополь. Поручение обнулить НДС на пригородные перевозки дал в июле и Владимир Путин (это принесет перевозчикам 4,5-5 млрд руб.). Против отмены НДС выступает Минфин. Но, по мнению господина Уманского, перевозчики могут продавать билеты туроператорам дешевле на размер НДС, а выпадающие доходы получать из госсубсидий.

Еще одной формой поддержки может стать уменьшение комиссии агентам. Но, по мнению Дмитрия Горина, это неактуально: два года назад авиакомпании платили агенту 9% стоимости билета, сейчас не больше 3%.

Юлия Галлямова, Александра Мерцалова, Егор Попов; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное