Вчера правительство опубликовало постановление N801, вносящее изменения в правила оказания универсальных услуг связи, услуг по передаче данных и телематических услуг. Оно разъясняет порядок идентификации пользователей для доступа в интернет через публичные точки Wi-Fi. Процедура будет выглядеть так: оператор связи перед открытием доступа предложит пользователю ввести номер мобильного телефона, на который будет направлен код для подтверждения данных. По мнению источника "Ъ", знакомого с подготовкой постановления, так будет происходить в подавляющем большинстве случаев. Предусмотрен и другой вариант -- указать фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале госуслуг, "документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству". В Минкомсвязи настаивают: идентификация пользователей в публичных точках Wi-Fi требуется в рамках исполнения требований пакета антитеррористических законов, принятых в мае этого года.
При этом никакой идентификации для физических лиц в рамках домашнего использования не предполагается, заверяет источник, знакомый с подготовкой постановления.
Ранее об идентификации с помощью удостоверения личности говорилось в опубликованном в начале августа постановлении N758. Там речь шла о пунктах коллективного доступа (ПКД). Возникла правовая коллизия: оказалось, что ни в одном нормативном акте нет определения ПКД. Этот термин до сих пор использовался, например, в контексте универсальных услуг связи в труднодоступных и малонаселенных пунктах, оказание которых финансируется Фондом универсального обслуживания, куда все операторы отчисляют ежегодно по 1,2% выручки. Всего в России 20,8 тыс. таких ПКД, из которых 15,5 тыс. расположены в отделениях "Почты России". В итоге, по данным "Ъ", понятие "Wi-Fi в публичных местах" будет трактоваться максимально широко: под него подпадают вообще все точки открытого доступа к Wi-Fi.
Обязанность по идентификации пользователя будет ложиться на операторов связи, говорит источник "Ъ" в одном из министерств. Для этого, по его мнению, потребуется создать общую базу данных абонентов: если абоненты одного оператора будут подключаться к интернету через Wi-Fi другого, тому нужно будет убедиться, что предоставленные данные достоверны. Технически собирать и обрабатывать информацию от нескольких операторов не очень сложно, рассуждает вице-президент по разработке облачных решений Acronis Иван Луковников. По его словам, стоимость хранения в "облаке" объемов данных, необходимых, например, Московскому метрополитену (речь идет об объемах около 100-200 Гб),-- несколько тысяч долларов в месяц.
Где идентифицируют пользователей публичного Wi-Fi
Мировая практика
В Белоруссии в 2010 году собственников "пунктов коллективного пользования интернетом" (включая точки Wi-Fi) обязали осуществлять идентификацию пользователей и в течение года хранить их данные. Сначала идентификация осуществлялась по паспорту, позже разрешили применять другие способы -- средства фото- и видеофиксации, а также SMS.
В Китае в местах бесплатного интернет-доступа необходимо зарегистрироваться через телефон, на который затем приходит пароль. В аэропорту Пекина для получения пароля к Wi-Fi нужно просканировать свой паспорт (в том числе -- иностранный) в специальном терминале.
В Иране посетители интернет-кафе должны предъявлять паспорт и указывать номер телефона. Владельцы заведений обязаны хранить эти данные, а также информацию о посещаемых сайтах в течение шести месяцев. Кроме того, интернет-кафе должны быть оборудованы видеокамерами, записи с которых также должны храниться в течение полугода.
В ряде городов Франции в общественных зонах (парки, музеи, госучреждения) оборудованы точки с бесплатным Wi-Fi. Для доступа в интернет через них нужно ввести персональные данные. В частности, в Париже, где 260 таких точек, требуется указать имя, фамилию и адрес электронной почты. В частных заведениях идентификация не требуется.
В Италии с 2005 года в антитеррористических целях для доступа к Wi-Fi в кафе, барах, магазинах и т. п. требовалась идентификация пользователя. В 2013 году в интересах бизнеса эти правила отменили для организаций, для которых интернет-услуги не являются основным бизнесом.




SIA.RU: Главное