Новости

"На конкурентном рынке тяжело работать при избытке газа"

Глава газового направления "Роснефти" Влада Русакова о монетизации добытого

Год назад независимые производители газа, включая "Роснефть", подорвали экспортную монополию "Газпрома", получив разрешение на поставки за рубеж сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас на фоне избытка предложения газа в России конкуренция в отрасли обостряется. О планах "Роснефти" по газодобыче в Восточной Сибири и на Сахалине, о создании собственной газопереработки и о том, чем отличается работа в "Роснефти" и "Газпроме", рассказала "Ъ" руководитель газового направления, вице-президент "Роснефти" ВЛАДА РУСАКОВА.


-- В последнее время "Роснефть" начала уделять огромное внимание развитию газового бизнеса. Компания уже добилась разрешения экспортировать СПГ. Вы бы хотели получить возможность экспорта и трубопроводного газа?

-- Мы работаем в рамках законодательства и ищем для своих проектов способы, как эффективно монетизировать газ. Мы можем продавать СПГ, у нас есть разрешение. Когда принималось решение о либерализации экспорта СПГ, понятно было, что без такого экспорта никакие запасы газа на шельфе монетизировать невозможно. Сейчас на газовом рынке появились сильные независимые игроки, возможности по добыче превышают фактические объемы потребления. При этом транспортный тариф для независимых производителей сейчас превышает аналогичные тарифы в Европе и США. Нужен переход на единую ставку на транспортировку, нужна большая транспарентность тарифообразования. Сейчас независимые производители, по сути, оплачивают транспортные расходы "Газпрома".

-- Почему вы хотите получить доступ к газопроводу "Сила Сибири", который будет строить "Газпром"?

-- "Сила Сибири" -- это газопровод, который строится под контракт на экспорт трубопроводного газа в Китай. На востоке страны внутренний рынок развивается очень медленно из-за отсутствия инфраструктуры. А у "Роснефти" на юге Восточной Сибири и в Якутии чуть больше 1 трлн кубометров запасов газа.

-- Насколько мы понимаем, руководители "Роснефти" и "Газпрома" в присутствии министра энергетики достигли договоренности о том, что транссахалинский газопровод, построенный для проекта "Сахалин-2", должен перейти напрямую в собственность государства, поскольку по соглашению о разделе продукции затраты участникам проекта уже возмещены. Каков итог диалога двух компаний?

-- Обсуждался не вопрос собственности, а вопрос доступа к трубопроводу, и принципиальная договоренность с "Газпромом" достигнута. А какой это будет механизм -- строительство дополнительных компрессорных станций либо расширение трубы с помощью лупингов, это вопрос технического обоснования. Механизм будет определен позже, а принципиально, насколько я понимаю, возражений со стороны "Газпрома" нет. Во всяком случае, мы благодарим Алексея Борисовича Миллера за объективность.

-- Не возникнет противоречия с проектом "Газпрома" по расширению его СПГ-завода?

-- Технологически возможны оба проекта. Сечение существующей трубы предполагает определенные технические возможности, сейчас она построена так, чтобы можно было ее расширять за счет компрессорных станций. Можно дополнительно сделать лупинги, тогда мощность еще возрастет и будет достаточной и для нашего газа, и для газа "Газпрома" при строительстве третьей очереди его завода.

-- А какие схемы сотрудничества с "Газпромом" по Сахалину обсуждались?

-- "Роснефть" направила письмо с предложениями по сотрудничеству в "Газпром". Идея в том, чтобы совместно проработать эти проекты, посмотреть, как эффективнее для всех было бы сделать, но ответа пока еще не получили. "Роснефть" в любом случае сделает свой СПГ-проект на Сахалине. Даже если не получится договориться с "Газпромом" по транссахалинскому газопроводу, завод можно расположить в другом месте, что позволит реализовать проект.

-- Концепцию СПГ-завода не будете пересматривать? Была объявлена мощность 5 млн тонн.

-- Нет, не будем пересматривать. Уже выбраны основные технические решения, подготовлена и направлена на Сахалин декларация о намерениях, много что сделано. Планируется к середине 2015 года закончить FEED, по его результатам будем принимать инвестрешение. В таком случае завод может быть построен к концу 2018 года, чтобы запустить его в 2019 году.

-- Расширение завода планируется?

-- Да, у "Роснефти" есть на Сахалине участки под геологоразведку, и мы видим, что можем его расширить. Но это уже дальняя перспектива.

-- А вопрос санкций и возможных ограничений, в том числе со стороны вашего партнера ExxonMobil, может ли это повлиять на строительство завода?

-- Я не могу отвечать за Exxon, пока мы идем по графику.

-- Как, по вашему мнению, нужно развивать регулирование внутреннего рынка с точки зрения ценообразования, тарифов, спроса, доступа к газотранспортной системе?

-- Когда в 2003 году утверждалась энергетическая стратегия РФ, планировалось, что независимые производители газа к 2020 году будут занимать 20% рынка, а сейчас у них на этом рынке уже 27%. Это совершенно новая ситуация, и, для того чтобы развитие шло и дальше, для работы на таком конкурентном рынке должны быть изменены условия. Нужно обеспечить предсказуемое развитие отрасли, чтобы не было таких ситуаций, как в 2007 году, когда не хватало газа, или, как сейчас, когда, наоборот, на рынке значительный избыток. Должен быть прозрачный регулируемый тариф, гибкий и свободный доступ к ГТС, что позволит обеспечить работу газовой биржи. Торги на бирже дадут нам какое-то представление о реальной цене газа. Вы знаете, что, когда первые торги на бирже были в 2007 году, биржевая цена оказалась на 57% выше, чем регулируемая цена. Конечно, сейчас такой ситуации не будет, потому что рынок другой, но в любом случае это будет уже рыночный показатель цены. При этом нужна независимая биржевая площадка, на которой будут торговаться реальные объемы газа.

Преференций не должно быть, у всех должны быть одинаковые условия для работы на рынке. И важно, чтобы потребители от всех производителей газа имели возможность получать гибкость поставок, поэтому должно быть государственное регулирование тарифов на хранение газа в подземных хранилищах. Кроме того, при таком избытке газа на рынке нужно все-таки этот пузырь убирать. При наличии избыточных мощностей в России продолжается реэкспорт среднеазиатского газа, который оформляется как транзит и не облагается экспортной пошлиной. Совершенно спокойно, учитывая, что у туркменского и в целом среднеазиатского газа уже есть возможности выхода в Китай, можно уже сейчас этот газ заместить. Российские производители могли бы добыть и поставить на рынок тот же объем газа, уплатив налоги и создав рабочие места. Концепция внутреннего рынка газа должна быть включена в новую генсхему развития газовой отрасли, и в решениях президентской комиссии по ТЭКу это записано.

-- На ваш взгляд, нужно отменить законодательное ограничение, по которому объектами единой системы газоснабжения может владеть только "Газпром"? "Роснефть" хотела бы владеть магистральными газопроводами?

-- Зачем это отменять? Нужно только раздельный учет вести, потому что непрозрачность образования тарифов на прокачку газа ведет к тому, что они все время растут. Мы посмотрели: за последние пять лет тарифы на прокачку выросли больше, чем инфляция, чуть ли не в 1,8 раза.

-- То есть вы за раздельный учет в рамках "Газпрома"?

-- Да. Это устроило бы независимых производителей.

-- Какой должна быть дальнейшая динамика тарифов на газ, о которой сейчас идет большая дискуссия?

-- Да, дискуссия большая. Есть несколько приоритетов, которые, как мне кажется, сейчас рассматриваются правительством. Есть возможность задать сейчас темп роста тарифов, который позволит выйти на энергоэффективность.

-- О каких цифрах идет речь?

-- У нас есть естественные ограничения -- это отсутствие экспорта. Пока в рамках нашей программы до 2020 года для нас был бы приемлемым рост тарифа по принципу инфляция плюс 2%.

-- То есть, если исходить из прогнозов Минэкономики, вы хотели бы роста тарифа на 7-8% в год?

-- Да, 7-8%, но многое зависит от инфляции затрат.

-- Есть данные "Газпрома" о том, что более 95% газовых поставок "Роснефти" приходится на очень прибыльных, высокомаржинальных потребителей, тогда как у "Газпрома" таких меньше 30%.

-- Почти 11% нашей выручки от продаж газа приходится на ЖКХ и население -- это социальная нагрузка. Я думаю, что аналогичный показатель у "Газпрома" меньше (8,2% по отчетности по МСФО за 2013 год.-- "Ъ"). У нас тоже есть и неплатежи потребителей, и проекты, где нужно повышать эффективность.

-- По добыче вы предполагаете только органический рост или возможны новые приобретения?

-- Нет, в основном органический. У нас есть "Роспан", "Сибнефтегаз", Харампурское месторождение, Кынско-Часельская группа, "Варьеганнефтегаз" плюс попутный нефтяной газ (ПНГ).

-- В каких регионах могут появиться газоперерабатывающие проекты?

-- На "Роспане", сейчас планируем на Приразломном, Приобском и Майском месторождениях.

-- Там будет только отбензинивание газа или более глубокая переработка?

-- Мы смотрим отбензинивание на Приобском, а на Приразломном и Майском -- глубокую переработку. Есть и несколько перспективных проектов, специалисты компании сейчас работают над стратегией газоперерабатывающего направления.

-- Что вы думаете про перспективы России на европейском газовом рынке с учетом того, что в ЕС говорят о необходимости сокращать зависимость от российского газа?

-- Европа ничем не сможет заменить российский газ. То есть напрямую такая замена невозможна. Для того чтобы им убрать наш трубопроводный газ вообще, нужно полностью перестраивать всю систему газопроводов. Глобально их газотранспортная система формировалась под три направления экспортных поставок, и перестроить ее очень сложно -- это сумасшедшие инвестиции. У кого будет интерес строить все эти перемычки и интерконнекторы, чтобы получить ту же цену на газ? Никто реально не готов вложить в это деньги. Конечно, европейцы будут пытаться что-то делать, но так эту задачку не решишь.

-- Вот если бы "Роснефть" экспортировала газ, она не подпадала бы под Третий энергопакет ЕС...

-- Главное -- обеспечить увеличение экспорта российского газа в Европу по рыночной цене и не допустить замещения российского газа другими источниками. А название конкретного поставщика не должно иметь значения для бюджета. Если это может обеспечить "Газпром", пожелаем ему успехов. Пока это поручено "Газпрому", он должен показать эффективность, которую надо контролировать.

-- Как вы думаете, может ли Иран заменить Россию в поставках газа в Европу?

-- Ресурсная база позволяет, но нужны дополнительные большие инвестиции в инфраструктуру. Кроме всего прочего Ирану самому требуется газ на севере, потому что там всегда не было газа, они в Туркмении покупали. Как вы видите, их газ даже в Турцию все время идет с большими проблемами. В любом случае, это решение не на ближайшее время.

-- До конца 2012 года вы работали в "Газпроме", а уже в 2013 году перешли в "Роснефть". Как вы получили предложение о работе в "Роснефти"?

-- Мы давно знакомы с Игорем Ивановичем (президентом "Роснефти" Игорем Сечиным.-- "Ъ"). После завершения моей работы в "Газпроме" он меня пригласил. Мы обсуждали разные варианты монетизации газа -- даже альянс с "Газпромом", но интересы ведущих игроков настолько разные, что было принято решение самостоятельно развивать газовое направление. Я увидела перспективу и согласилась -- и не жалею.

-- Ваши бывшие коллеги обижались?

-- А почему они должны были обижаться? Я же уже ушла из "Газпрома", то есть у меня уже не было там обязательств.

-- Почему вы все-таки согласились прийти в "Роснефть"?

-- Потому что мне это очень интересно было. Это новая задача. У меня здесь шире круг ответственности. В "Газпроме" я занималась перспективой, балансами, планированием развития ЕСГ, проектированием, наукой, техническим регулированием. Я с предприятиями работала только в части проектирования и внедрения. А в "Роснефти" у меня еще и ответственность за предприятия, которые добывают газ, за их экономику. И мне всегда хотелось, чтобы экономическая составляющая была определяющей, и здесь удается это сделать. В "Газпроме" несколько по-другому. Там тоже занимаются экономикой, но здесь управление идет через проекты, а там управляют программами.

-- В чем разница?

-- Здесь совершенно другие подходы. Идет управление конкретными проектами. Для того чтобы проект вывести на реализацию, надо пройти очень много ступеней анализа и оценки, причем он обсуждается на уровне практически всей "Роснефти".

-- Говорят, что все равно в "Роснефти" только одна ступень принятия решений и это президент компании...

-- Нет, неправда. До тех пор пока этот проект доходит до президента, он обсуждается на научно-техническом совете с участием всех специалистов. Например, за последние полтора года мы провели пять или шесть проектов, несколько раз обсуждали каждый из них на научно-техническом совете (НТС), приходилось перерабатывать инвестмеморандум. А этот меморандум включает в себя все от самого начала -- от геологии до в принципе ликвидации проекта. С первого раза мы, может быть, только один проект провели через НТС. И только потом проект попадает на инвесткомитет, а затем в зависимости от его суммы может перейти на правление и совет директоров.

Интервью взяли Кирилл Мельников и Юрий Барсуков


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное